В номере журнала собраны статьи по проблемам биологии и географии, общей педагогики и психологии, истории и филологии.
Биологические науки
Алифатова А.И. Лихенобиота Кумылженского района Волгоградской области
Буянова И.Г. Материалы к фауне пластинчатоусых жуков(Coleoptera; Scarabaeidae) Волгоградской области
Гончарова О.Н. Агарикоидные грибы парков и скверов города Волжского
Самонина А.А. Летние жесткокрылые природного парка «Щербаковский»
Исторические науки
Ермакова Е.А. Историческая карта как средство формирования картографических умений обучающихся на уроках истории в 7 классе
Психологические и педагогические науки
Авдеева А.А. Педагогические условия развития наблюдательности младших подростков на занятиях изобразительным искусством
Бисинова Д.Э. Мотивация профессионального выбора старшеклассников
Граница В.Г. Личностные факторы, определяющие подверженность старшеклассников экзаменационному стрессу
Истомина Е.С. Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства (на примере занятий по ДПИ)
Козлова Д. Е. Процесс создания иллюстрации как средство развития креативности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Халяпина Е.А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Яковлева Ю.А. Занятия книжной графикой как средство развития творческого воображения учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства
Филологические науки
Дядькина А.В. Некрасов В.П.о войне и мире в послевоенном мире
Мащенко А.И. Концептуализация гнева в немецком языке (на материале синонимического ряда «zorn»)
Мурсалимова Г.Р. Концепт «наказание» в немецких печатных СМИ
Нуштаева А.Е. Описание внешности мужчин и женщин в немецкоязычных художественных произведениях (гендерный аспект)
Статьи издаются в авторской редакции.
Исторические науки
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ
Статья посвящена проблеме формирования картографических умений у учащихся 7 класса на уроках истории. Рассмотрена историческая карта как средство формирования картографических умений обучающихся на уроках истории в 7 классе. В помощь учителю предлагаются разработки памяток и по работе с исторической картой для учащихся, а так же фрагменты уроков.
Ключевые слова: картографические умения, обучение истории в 7 классе, историческая карта.
Педагогические и психологические науки
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
В исследовании анализируется психолого-педагогическая литература,изучение методических программ, передового педагогического опыта по изобразительному искусству. Рассматриваются основные понятия наблюдательности; психологические особенности развития наблюдательности у подростков. Выявляется необходимая взаимосвязь развития наблюдательности и уроков по изобразительному искусству.
Ключевые слова: наблюдательность; младшие подростки; изобразительное искусство, методика обучения изобразительным искусством, общеобразовательная школа.
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В данной статье представлены особенности мотивационной сферы обучающихся старшего школьного возраста в контексте рассмотрения проблемы профессионального самоопределения, проанализированы мотивы, которыми руководствуются старшеклассники при выборе профессии. Выявлено, что в иерархии мотивов, определяющих профессиональный выбор обучающихся старших классов, более значимое место занимают внешние мотивы (престижа и материального благополучия) нежели мотивы внутренние (интерес и склонность к профессии).
Ключевые слова: мотивация, мотивация профессионального выбора, мотив, внешние мотивы, внутренние мотивы, профессиональное самоопределение, профориентационное консультирование.
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния самооценки и доминирующего эмоционального состояния на переживание старшеклассниками экзаменационного стресса. Выявлено, что неадекватный уровень самооценки обучающихся и доминирующее эмоциональное состояния имеют взаимосвязи, но не определяют их подверженность экзаменационному стрессу.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, экзаменационный стресс, экзаменационная тревожность, самооценка, эмоциональное напряжение
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДПИ)
Представлены результаты исследования эффективности занятий по декоративно-прикладному искусству для развития творческих способностей учащихся младших классов. В ходе реализации разработанной системы занятий по декоративно-прикладному искусству, наблюдается повышение уровня развитости творческих способностей и формирование у учащихся навыков в творческой деятельности.
Ключевые слова: творческие способности; младший школьный возраст; сензитивный период; урок изобразительного искусства; ДПИ.
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Представлены результаты исследования эффективности влияния занятий по иллюстрированию литературных произведений на развитие креативности младших школьников. В ходе реализации разработанной системы уроков наблюдается рост показателей критериев креативности.
Ключевые слова: креативность, младшие школьники, иллюстрирование литературных произведений
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной статье раскрываются особенности работы по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения. Раскрываются воспитательные возможности учебных книг по начальному литературному образованию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; любовь к Родине, русская природа, защитники Отечества.
ЗАНЯТИЯ КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В исследовании рассматривается понятие «воображение». Выявляются способы развития творческого воображения у младших школьников с помощью книжной иллюстрации.
Ключевые слова: творческие способности, книжная иллюстрация, младшие школьники, развитие творческого воображения, уроки изобразительного искусства.
Филологические науки
В.П.НЕКРАСОВ О ВОЙНЕ И МИРЕ В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ
Рассматривается рассказ В.П.Некрасова «Девятое мая». Проанализированы заглавие произведения и организация повествовательной структуры, воссоздающей систему персонажей, за которыми скрыты реальные прототипы
Ключевые слова: Сталинградская битва, афганская война, Победа, Девятое мая, герой
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СИНОНИМИЧЕСКОГО РЯДА «ZORN»)
На материале немецкого синонимического ряда «гнев» определены семантические признаки его конституентов. Основными семантическими признаками в данном ряду являются следующие: интенсивность, внезапность, масштабность, причинность, неконтролируемость. Выявлены словообразовательные модели, по которым образованы слова, обозначающие группу эмоций гнева в немецком языке.
Ключевые слова: эмоция; гнев; синоним; синонимический ряд; дефиниция; словарь; ядро; периферия.
КОНЦЕПТ «НАКАЗАНИЕ» В НЕМЕЦКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
На материале немецких печатных СМИ рассматривается концепт «наказание». Установлена высокая степень его актуализации в текстах СМИ. Определено когнитивное поле, в котором данный концепт реализуется. Концепт «наказание» занимает важное место в коммуникативном пространстве современных немцев.
Ключевые слова: концепт; эпитет; контекст; текст; лексема; СМИ.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
На материале произведений немецкоязычных писателей выявлены особенности языкового описания внешности художественных персонажей в гендерном аспекте. Установлено, что большинство определений, характеризующих внешность художественных персонажей, выступают в функции оценочных эпитетов.
Ключевые слова: гендер; эпитет; определение; контекст; коннотация.
Биологические науки
ЛИХЕНОБИОТА КУМЫЛЖЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Начальное исследование лихенобиотыКумылженского района Волгоградской области. Предварительный список лихенобиоты включает 22 вида лишайника из 15 родов и 8 семейств. Приводится систематический, географический, биоморфологическийанализ лихенобиоты.
Ключевые слова: лихенобиота, лишайники, флора,Кумылженский район, Волгоградская область.
Материалы к фауне пластинчатоусых жуков(Coleoptera; Scarabaeidae) Волгоградской области
За период исследования проводилось определение и анализ пластинчатоусых жуков Волгоградской области. Определен видовой состав надсемейства. Изучена численность видов по биотопам. Выявлены наиболее массовые виды. Было выявлено обитание и некоторые особенности экологии в условиях Волгоградской области 32 видов жуков.
Ключевые слова: насекомые, изучение, пластинчатоусые, фауна, биотопы.
АГАРИКОИДНЫЕ ГРИБЫ ПАРКОВ И СКВЕРОВ ГОРОДА ВОЛЖСКОГО
Изучен видовой состав макромицетов города Волжского, приведены результаты анализа экологических групп агарикоидных грибов, выявлены группы грибов по их вкусовым и питательным свойствам.
Ключевые слова: агарикоидные грибы; видовой состав; экологические группы; вкусовые свойства
ЛЕТНИЕ ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ ПРИРОДНОГО ПАРКА «ЩЕРБАКОВСКИЙ»
Приведены результаты исследований на территории Камышенского района в природном парке «Щербаковский», в июле 2015 года. Всего было собрано 297 экземпляров жуков, что составило 35 видов. Все пойманные виды относятся к 13 семействам.
Ключевые слова: жесткокрылые, вид, семейство, природный парк, особь.