СтРИЖ №6 (17) 2017
«К 75-летию начала разгрома фашистских войск под Сталинградом»
Актуальные проблемы изучения Сталинградской битвы и восстановительного периода
1. Беккер С.А. Образ Сталинграда и героизма его защитников в культурно-просветительской деятельности учреждений культуры и творческой интеллигенции в 1953-1964 гг. (на региональном материале)
2. Долгополов Д.В. Роль 4-го кавалерийского корпуса в боях под Сталиградом
3. Журавлев В.А. Итоги сезона 2017 года поискового отряда «Гвардеец» ФИПО ВГСПУ
4. Захаров К.В. Отражение событий Великой Отечественной войны в спектаклях театров Сталинграда-Волгограда (1943-2017 гг.)
5. Марданова У.А. Отражение в научных исследованиях второй половины 1940-х – 1950-е гг. социальных проблем восстановительного периода в Сталинграде
6. Морозова В.С. Источники личного происхождения о военной истории (на примере Сталинградской битвы)
7. Сотников М. Г. Агитационно-пропагандистская работа городского и областного комитетов по делам физической культуры и спорта в городе Сталинграде и области в 1943-1953 гг.
8. Третьяк Д.В.Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны в 1960-е годы на государственном и региональном уровнях
Великая Отечественная война в школьном изучении
9. Арачашвили Л.Г. Как говорить с современными детьми о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война в русской литературе
10. Дядькина А.В. «Его душой была свобода»: писатели-фронтовики В. Гроссман и В.Некрасов о Сталинграде и сталинградцах
11. Путило А.О. Юмор и сатира в изображении периода Великой Отечественной войны (на примере поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и романа В.Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
Языкознание
12. Никитин М.Э., Мартиросян Л.Т. , Мокринская О.Г. Английские фонетические заимствования в китайском языке.
Актуальные проблемы изучения Сталинградской битвы и восстановительного периода
ОБРАЗ СТАЛИНГРАДА И ГЕРОИЗМА ЕГО ЗАЩИТНИКОВ В КУЛЬТУРНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
И ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1953–1964 гг.
(на региональном материале)*
Анализируются мероприятия культурно-просветительской работы региональных учреждений культуры, отражающие
события Сталинградской битвы и произведения искусства, рассказывающие о героизме советских солдат – защитников
Сталинграда периода «оттепели» (1953–1964 гг.)
Ключевые слова: «оттепель», культура, учреждения культуры, советский солдат, Сталинград.
РОЛЬ 4-го КАВАЛЕРИЙСКОГО КОРПУСА В БОЯХ ПОД СТАЛИГРАДОМ
Анализируется роль 4-го кавалерийского корпуса в Сталинградской битве. Выявляются и раскрываются малоизвестные
факты участия 4-го кавалерийского корпуса в ноябрьском контрнаступлении РККА на Котельниковском
направлении. Определяется значение декабрьских оборонительных 4-го кавалерийского корпуса
в районе Котельниково.
Ключевые слова: Сталинградская битва, Сталинградский фронт, Т.Т. Шапкин, Котельниково.
ИТОГИ СЕЗОНА 2017 г. ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «ГВАРДЕЕЦ» ФАКУЛЬТЕТА
ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРДСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Анализируются результаты работ студенческого поискового отряда «Гвардеец» в 2017 г. Отряд существует на базе факультета исторического и правового образования. Представляются результаты «Вахты Памяти»
свидетельствующие о развитии сотрудничества отряда с другими регионами, в том числе небоевыми
(Самара, Ярославль, Екатеринбург). Рассматривается работа отряда в рамках
патриотического воспитания и сохранения историко-культурной памяти
среди школьников и молодежи.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, поисковое движение, поисковый отряд,
«Вахта Памяти», историко-культурная память, патриотическое воспитание
ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В СПЕКТАКЛЯХ ТЕАТРОВ СТАЛИНГРАДА–ВОЛГОГРАДА (1943–2017 гг.)
Анализируется репертуарная политика театров Сталинграда-Волгограда в отношении постановок о Великой
Отечественной войне. Сравнивается частота и качество спектаклей в послевоенный период
с современным российским периодом. Выделяются факторы, влияющие на постановку спектаклей.
Подчеркивается важность сохранения памяти о героических событиях
1941–1945 гг. в форме театральных постановок.
Ключевые слова: краеведение, Волгоград, театры, репертуар,
Великая Отечественная война, сохранение памяти.
ОТРАЖЕНИЕ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1940-х – 1950-е гг.
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА В СТАЛИНГРАДЕ
Анализируется историографический аспект социальной политики советского государства
по восстановлению Сталинграда в 1943–1950 гг.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинград, историография, партийные
и государственные органы власти, социальная политика.
ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ О ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
(на примере Сталинградской битвы)*
Рассматриваются источники личного происхождения. Выявляются основные виды источников личного
происхождения при изучении истории Сталинградской битвы. Определяется роль
воспоминаний в изучении исторических событий.
Ключевые слова: мемуары, воспоминания, исторический источник, Сталинградская битва.
АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА ГОРОДСКОГО И ОБЛАСТНОГО
КОМИТЕТОВ ПО ДЕЛАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ГОРОДЕ СТАЛИНГРАДЕ И ОБЛАСТИ В 1943–1953 гг.
Рассматривается агитационно-пропагандистская работа в области физической культуры и спорта
в Сталинграде и области после окончания Сталинградской битвы в течение десяти лет.
Ключевые слова: агитация, пропаганда, физическая культура, спорт, Сталинград, Сталинградская область.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В 1960-е гг. НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Рассматриваются меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в 1960-е гг. на государственном
и региональном уровнях. Анализируются исторические и социально-экономические предпосылки
совершенствования системы социальной защиты ветеранов, а также модель
социальной защиты населения в указанный период.
Ключевые слова: история социальной защиты, социальная политика Советской власти,
ветераны Великой Отечественной войны, Сталинградская область, Волгоградская область.
Великая Отечественная война в школьном изучении
КАК ГОВОРИТЬ С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Доказывается необходимость воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма.
Рассматриваются способы привлечения внимания детей к истории Великой Отечественной войны.
Статья издается в авторской редакции.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, дети войны, патриотизм,
воспитание, историческая память
Великая Отечественная война в русской литературе
«ЕГО ДУШОЙ БЫЛА СВОБОДА»: ПИСАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ В. ГРОССМАН
И В.НЕКРАСОВ О СТАЛИНГРАДЕ И СТАЛИНГРАДЦАХ
Анализируется «возвращенное» творчество писателей-фронтовиков В. Гроссмана и В. Некрасова, принимавших
непосредственное участие в боях за Сталинград и создавших произведения о Великой Отечественной войне, не утратившие патриотического звучания.
Ключевые слова: Сталинградская битва, свобода, писатель-фронтовик, «возвращенная» литература.
ЮМОР И САТИРА В ИЗОБРАЖЕНИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(на примере поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и романа
В.Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина»)
Рассматриваются функции комического в литературе и культуре военного и послевоенного периода, формы бытования
юмора и сатиры в произведениях о Великой Отечественной войне на примере произведений А.Т. Твардовского
«Василий Теркин» и В.Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
Ключевые слова: сатира, юмор, функции комического, Великая Отечественная война.
Языкознание
АНГЛИЙСКИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Рассматриваются проблема заимствований англицизмов на современном этапе развития китайского языка,
а также особенности их заимствований.
Ключевые слова: китайский язык, англицизмы, заимствования, перевод.