№ 2 (61) 2025
23.04.25г.
Выходные данные:
2(61)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 5786Kb
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Русский язык – язык Победы»
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ СИНТАКСИСУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Анализируются особенности использования геймификации при изучении синтаксиса. Характеризуются основные онлайн-платформы для реализации игровых технологий. Рассматривается специфика применения геймификации на уроках русского языка.
Ключевые слова: геймификация, русский язык, обучение, игровые технологии, синтаксис, онлайн-платформы
Загрузить | PDF, 253Kb
СРАВНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ
Проводится сопоставительный анализ пословиц и поговорок разных народов России, выявляются черты сходства и различия между ними. Изучаются национальный характер, традиции и культуры разных этносов, вербализованные в фольклорных текстах.
Ключевые слова: пословица, анализ пословиц, фольклор народов России, культура этносов
Загрузить | PDF, 233Kb
ФОНИКА РУССКОЙ РЕКЛАМЫ
Исследуются особенности публичной речи, влияющие на стилистику рекламы как жанра публичной речи. Анализируются фоностилистические языковые средства, которые обладают наибольшей частотностью в рекламе.
Ключевые слова: публичная речь, реклама, фигура речи, звуковая организация, типовой адресат
Загрузить | PDF, 299Kb
ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА С. ВЕРХНЕПОГРОМНОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются фонетические, грамматические и лексические особенности говора с. Верхнепогромного Волгоградской области на современном этапе развития. Материал собран автором самостоятельно во время прохождения диалектологической практики. Анализируются лексические единицы верхнепогроменского говора и других лексикографических источников. Отмечается в рассматриваемом говоре значительное число лексики, зафиксированной с подобным значением и в других русских диалектах, а также бытование уникальных лексических единиц, которые не зафиксированы в других русских говорах и литературном языке.
Ключевые слова: диалект, говор, диалектная лексика, фонетические процессы, грамматические особенности
Загрузить | PDF, 270Kb
ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В СМИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Рассматривается динамика языковых норм языка СМИ. Исследуются тексты средств массовой информации. Проводится анализ часто используемых в последние десять лет тенденций.
Ключевые слова: язык СМИ, динамика, разговорная лексика, фразеология, языковая игра
Загрузить | PDF, 258Kb
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ПОЭЗИИ XX В.
Рассматриваются арабизмы-экзотизмы, а именно заимствованные слова конфессиональной тематической группы в отечественной поэзии XX столетия. Отмечается частотность употребления лексемы ‘Аллах’. Прослеживаются случаи негативных оценочных контекстуальных приращений, таких как ‘ислам’, ‘мулла’.
Ключевые слова: заимствование, экзотизм, арабизм, конфессиональная лексика, отечественная поэзия XX в.
Загрузить | PDF, 271Kb
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВТОРА В СТИХАХ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО, ПОЛОЖЕННЫХ НА МУЗЫКУ
Выявляется стилистическая специфика произведений Р.И. Рождественского, положенных на музыку. Определяются особенности фигур прибавления на материале исследования; характеризуются индивидуально-авторские тенденции использования повтора и их связь с гармонической картиной художественного текста.
Ключевые слова: стилистические особенности, экспрессивный синтаксис, песни, Р.И. Рождественский, средства выразительности, фигуры прибавления, повтор, поэтический текст
Загрузить | PDF, 249Kb
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ПРИЧАСТИЙ
Предлагается алгоритм применения технологии развития критического мышления при работе над грамматическими свойствами причастий в 7-м классе. Отмечается, что она позволяет обеспечить успешное усвоение знаний учениками по рассматриваемой теме, повышает их мотивацию, способствует развитию творческих способностей, познавательного интереса, коммуникативных и мыслительных навыков обучающихся.
Ключевые слова: причастие, грамматические свойства, технология развития критического мышления, обучающиеся, русский язык, глагол, прилагательное
Загрузить | PDF, 476Kb
ВАРЬИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ МЕЖДОМЕТИЙ В РУССКИХ ГОВОРАХ
Рассматривается варьирование структурной и семантической составляющей эмоциональных междометий русских говоров на примере некоторых лексем, отобранных из словарей русских диалектов. Описываются интересные случаи структурного и семантического варьирования указанной группы междометий.
Ключевые слова: эмоциональные междометия, семантика, значение, звук, эмоция
Загрузить | PDF, 230Kb
Исторические науки
ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1930–1941 ГГ.
Освещается комплекс военной промышленности в регионе Нижнего Поволжья, который был сформирован в период с начала 1930-х гг. до 22 июня 1941 г. Дается характеристика основным оборонным предприятиям региона, приводится перечень военной продукции, производимой комплексом военных предприятий. Выявляется потенциал использования подготовленной производственной базы для развертывания военного производства, в том числе, во время Великой Отечественной Войны.
Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, военная промышленность Сталинграда, военная промышленность Астрахани, военная промышленность Саратова, судостроение, авиастроение, производство артиллерии, военно-промышленный потенциал Нижнего Поволжья
Загрузить | PDF, 280Kb
ОТОБРАЖЕНИЕ РЕАЛИЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Проводится анализ зарубежного кинематографа с целью выявления особенностей взглядов киносообщества о Сталинградской битве. Приводится разоблачение дезинформации, которая содержится в кинолентах. Выявляется идеологическая составляющая, присущая зарубежным фильмам, дается характеристика её изменения в исторической перспективе.
Ключевые слова: зарубежный кинематограф, Сталинградская битва, зарубежное кино о Второй Мировой войне, Сталинград в зарубежной культуре, идеологическое кино
Загрузить | PDF, 292Kb
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ФРАНЦУЗСКУЮ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Подчеркивается, что Американская революция сосредоточилась на юридическом признании прав личности и реформировании социальных институтов, что четко отражено в Декларации независимости США. Автор статьи анализирует исторические источники и приводит мнения различных историков о степени влияния американского опыта на Французскую революцию, что в историографии является предметом дискуссий. Анализируется переписка французского банкира Жозефа Мандрильона и Джорджа Вашингтона. Особое внимание уделяется переписке между маркизом де Лафайетом и Джорджем Вашингтоном.
Ключевые слова: Американская революция, Французская революция, Дж. Вашингтон, США, Декларация независимости США, Ж. Лафайет
Загрузить | PDF, 273Kb
НАТЕЛЬНЫЕ ИКОНКИ РУССКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
Проводится анализ особенностей различных иконок XIII–XIV вв., найденных на золотоордынских городищах Нижнего Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Описывается технология их изготовления, даются некоторые характеристики жизни русского населения Улуса Джучи.
Ключевые слова: Улус Джучи, нательная иконка, техника, композиция, святой
Загрузить | PDF, 520Kb
Искусствоведение
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СОБРАНИИ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ. ОФОРТ
Актуальность исследования определена потребностью в изучении регионального искусства Самарского края, в частности печатной графики. Степень изученности проблемы невелика. Несмотря на обширные исследования развития художественной жизни в регионе, о художниках-графиках Самарского края известно гораздо меньше, чем о художниках-живописцах. Новизна исследования состоит в определении круга самарских художников-графиков, работавших в техниках глубокой печати на основе коллекции Самарского областного художественного музея. Проведен анализ технических предпочтений мастеров печатной графики региона в период с 1930 по 2024 гг.
Ключевые слова: печатная графика, глубокая печать, офорт, акватинта, сухая игла, Самара, Куйбышев, Самарский областной художественный музей
Загрузить | PDF, 277Kb
Методика дошкольного и начального образования
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Представлены и проанализированы результаты диагностической работы, направленной на выявление уровня сформированности знаний по изучению простого предложения на уроках русского языка в начальной школе. Анализ результатов исследования позволяет понять причины трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при освоении простого предложения.
Ключевые слова: простое предложение, изучение простого предложения, младшие школьники, экспериментальное исследование, диагностика, урок русского языка
Загрузить | PDF, 368Kb
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ «НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ»
Рассматривается методическая проблема формирования умений младших школьников в решении простых и составных задач с тройкой пропорциональных величин: производительность, время работы и работа. Предлагается авторская модель поэтапного обучения решению текстовых задач «на производительность» в начальной школе и проект знакомства младших школьников с основными понятиями темы.
Ключевые слова: учитель, работа, производительность, текстовая задача, младший школьник, этап обучения
Загрузить | PDF, 270Kb
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НОВЫЙ АСПЕКТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обозначены основные причины возникновения потребности в информационных технологиях в начальной школе. Определено понятие «цифровая грамотность» и описаны её компоненты. Представлены результаты апробации покомпонентной диагностики цифровой грамотности обучающихся 2-го класса. Охарактеризованы три уровня сформированности цифровой грамотности младших школьников экспериментального класса. Ключевые слова:
Ключевые слова: учитель, цифровая грамотность, младший школьник, цифровые компетенции, критерии цифровой грамотности, диагностика
Загрузить | PDF, 255Kb
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
Рассматривается методическая проблема формирования навыка устных вычислений у младшеклассников. Автор проводит анализ проблемы в свете требований современного образовательного стандарта, отмечает условия формирования навыка и виды деятельности учащихся, способствующие этому.
Ключевые слова: устные вычисления, навык, стандарт, младший школьник, виды деятельности
Загрузить | PDF, 244Kb
РАБОТА НАД ДИАЛЕКТНЫМИ ОШИБКАМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассматривается проблема работы с диалектными ошибками в начальной школе, анализируются её этапы. Прослеживаются пути взаимодействия в данной работе семьи и школы.
Ключевые слова: диалектная картина мира, диалектизмы, диалектные ошибки, литературный язык, орфоэпические и орфографические упражнения
Загрузить | PDF, 260Kb
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Обращается внимание на необходимость формирования монологической речи младших школьников. Характеризуются типы текстов. Анализируются учебники по русскому языку для начальной школы в свете представленности в них материала по формированию монологического высказывания. Указывается на недостатки, предлагаются пути расширения работы по развитию монологической речи младших школьников.
Ключевые слова: монолог, функционально-смысловые типы речи, овладение монологическим высказыванием, тема высказывания, план высказывания
Загрузить | PDF, 248Kb
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается важность фонетико-графической работы на уроках русского языка в начальной школе. Подчеркивается роль фонетико-графического анализа как неотъемлемой части обучения учащихся работе над связью между звуками и буквами. Осуществляется анализ ФГОС НОО, ФРП НОО и учебников УМК «Школа России» по русскому языку. Описывается алгоритм звуко-буквенного разбора.
Ключевые слова: фонетико-графический анализ, звуко-буквенный разбор, фонематическое восприятие, умение различать звуки и буквы
Загрузить | PDF, 256Kb
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается орфографическая грамотность как один из критериев формирования письменной речи у младших школьников. Подробно описана одна из распространённых форм нарушений письма «дисграфия». Представлены разные способы классификации дисграфических ошибок.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, дисграфия, младшие школьники, письменная речь, нарушение письма, навык письма
Загрузить | PDF, 243Kb
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФРАЗЕОЛОГИЕЙ
Раскрывается необходимость ознакомления младших школьников с фразеологизмами. Описываются подходы к словарной работе с фразеологизмами. Предлагаются задания, которые, на наш взгляд, помогут школьникам освоить фразеологическое значение, без труда употреблять фразеологизмы в речи.
Ключевые слова: фразеологизмы, пословицы, поговорки, ознакомление с фразеологией, фразеологические словари
Загрузить | PDF, 246Kb
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Рассматриваются трудности в развитии речи младших школьников. Раскрывается потенциал имён прилагательных в развитии речи. Обращается внимание на материал учебников для начальной школы (УМК «Школа России»). Представлены рекомендации для совершенствования работы по развитию речи учеников при использовании имён прилагательных.
Ключевые слова: развитие речи, признаки имён прилагательных, семантико-грамматические разряды имён прилагательных, УМК «Школа России», материал учебников, рекомендации
Загрузить | PDF, 253Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается применение дидактических игр на уроках русского языка, которое приводит к повышению орфографической грамотности младших школьников.
Ключевые слова: орфография, орфографический навык, дидактические игры, анализ программы, младшие школьники
Загрузить | PDF, 266Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Показана роль математических задач на основе краеведческого материала в образовании младших школьников, формировании познавательного интереса и патриотическом воспитании учащихся. Автором представлены примеры математических задач для начальной школы с использованием краеведческого материала Волгоградской области.
Ключевые слова: математика, краеведение, краеведческие задачи, начальная школа, познавательный интерес
Загрузить | PDF, 256Kb
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассматривается понятие «орфографическая зоркость» и возможность работы с текстом при формировании орфографической зоркости. Анализируются результаты исследования развития орфографической зоркости младших школьников при работе с текстом на уроках русского языка. Дано описание эффективных форм работы с текстом, подтвержденным экспериментально.
Ключевые слова: младшие школьники, орфографическая зоркость, текст, урок русского языка, опытно-экспериментальное исследование
Загрузить | PDF, 265Kb
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию логических умений в процессе обучения. Анализируются существующие педагогические технологии, направленные на развитие логического мышления, и отражаются их результаты на образовательный процесс.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, методы, приемы, формы, младший школьник, познавательные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, предмет «Окружающий мир»
Загрузить | PDF, 240Kb
Педагогические науки
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Рассматривается эффективность метода проекта на уроках географии как средства развития метапредметных результатов у подростков в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Представляется вариант проекта для учеников 6-х классов по теме: «Климат родного города». Приведены результаты диагностики, направленной на определение уровня вовлеченности обучающихся в проектную деятельность по географии.
Ключевые слова: интерактивные методы, метод проектов, проектная деятельность, подростки, метапредметные результаты, география
Загрузить | PDF, 303Kb
ЗАГАДКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются загадки, как средство для развития описательной речи у старших дошкольников с ОНР. Рассмотрены особенности загадки как средства развития речи и мышления. Анализируется опыт использования загадок в логопедической работе по развитию связной речи. На основе данных, полученных в результате первичной диагностики детей, разработана и кратко представлена система коррекционно-логопедического воздействия, доказана эффективность ее применения. Статья будет полезна специалистам в области логопедии, педагогики и психологии.
Ключевые слова: описательная речь, связная речь, дети с общим недоразвитием речи, коммуникация, загадки
Загрузить | PDF, 262Kb
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Представлены результаты изучения особенностей работы педагога с трудными подростками, где респондентами выступали обучающиеся МОУ «Гимназия № 1 Центрального района Волгограда», а также их классный руководитель. Нами было выявлено количество обучающихся, которые относятся к категории «трудных подростков», а также было изучено содержание работы педагога с такими обучающимися, которое включает в себя комплексное воздействие на подростка через различные методы, приёмы и формы, используемые педагогом на основе своего профессионального опыта.
Ключевые слова: трудный подросток, младший подросток, работа педагога, подростковый возраст, методы работы
Загрузить | PDF, 282Kb
Психологические науки
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ
Рассматриваются особенности учебной мотивации младших школьников, связь мотивации и академической успешности. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации к изучению иностранного языка и успешности по данному предмету у учащихся 4 –х классов.
Ключевые слова: учебная мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, младшие школьники, академическая успешность, иностранный язык
Загрузить | PDF, 283Kb
Филологические науки
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ И ЗАГОЛОВКОВ (на материале французских журналов)
Данная статья посвящена стилистическому анализу языкового оформления рекламного текста, в частности его составляющих – слогана и заголовка. Исследование проводится на материале рекламных текстов, взятых из франкоязычных журналов, ориентированных на женскую аудиторию. Проведенный анализ слоганов и заголовков позволяет выявить стилистические особенности «женской» рекламы, а также понять, каким образом выбор языковых средств влияет на ее результативность.
Ключевые слова: коммерческая реклама, слоган, заголовок, гендер, стилистические особенности, грамматические особенности
Загрузить | PDF, 303Kb

Свидетельство о регистрации