№ 4 (63) 2025
30.07.25г.
Выходные данные:
4(63)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 5781Kb
Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается значение зрительной памяти младших школьников, способствующей эффективному усвоению учебной информации и формированию аналитических умений в процессе обучения. Показано, что развитие зрительной памяти может быть достигнуто посредством методов визуализации и игровых упражнений в образовательном процессе. Приведены примеры эффективных упражнений и игр, направленных на развитие различных аспектов памяти.
Ключевые слова: зрительная память, начальная школа, когнитивные способности, игровые упражнения, формы и методы
Загрузить | PDF, 272Kb
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Поднимается вопрос актуальности применения наглядных методов обучения в рамках школьного образовательного процесса на примере зарубежного кинематографа о Сталинградской битве. Рассматриваются трудности, связанные с применением кинематографа в образовательных целях, также описываются особенности применения каждой из представленных кинокартин. Была разработана методика применения зарубежного кинематографа на школьных уроках истории.
Ключевые слова: наглядные методы обучения, кинематограф, зарубежный кинематограф, фильмы на уроках истории, история, методы преподавания истории
Загрузить | PDF, 276Kb
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Освещается проблема научно-методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компонентов функциональной грамотности младших школьников. Описываются направления сопровождения, эффективные формы и методы.
Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности, младшие школьники, сопровождение учителей, научно-методическое сопровождение
Загрузить | PDF, 251Kb
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Рассматривается применение игровых технологий во внеурочной деятельности по предмету ОБЗР в общеобразовательной организации как эффективного средства повышения познавательной активности обучающихся и формирования у них личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, игровые технологии, внеурочная деятельность, познавательная активность, универсальные учебные действия, навыки безопасного поведения
Загрузить | PDF, 295Kb
ФУНКЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Раскрыта сущность народных художественных традиций, проявляющаяся в её функциях. Показана значимость народных художественные традиций в аспекте использования их в образовательном процессе начальной школы. Раскрыты функции народных художественных традиций.
Ключевые слова: функции, народные художественные традиции, образовательный процесс, начальная школа, правовое сознание
Загрузить | PDF, 297Kb
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Изучение малых фольклорных жанров в начальной школе имеет обучающее, развивающее, воспитывающее значение. Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа России» позволил сделать выводы о разнообразии методики изучения малых фольклорных жанров, необходимости введения проектной деятельности. В контексте изучения фольклора проекты позволяют младшим школьникам творчески осваивать материал через создание книжек-малышек, аудиоальбома и инсценировки. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной методики.
Ключевые слова: малые фольклорные жанры, методы и приёмы изучения малых фольклорных жанров, проектная деятельность, эксперимент, подтверждение предложенной методики
Загрузить | PDF, 250Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
Проведено исследование применения квест-технологий в обучении говорению на среднем этапе изучения английского языка. Дается определение квест-технологий как интерактивного метода обучения, влияющего на мотивацию школьников. Выявляется значимость квестов для формирования коммуникативных компетенций и повышения вовлеченности учащихся в учебный процесс. Оценивается наличие квест-технологий в учебнике Spotlight, рассматриваются примеры заданий и их соответствие квест-формату.
Ключевые слова: квест-технологии, образование, технологии, дидактический материал, преподавание английского языка
Загрузить | PDF, 257Kb
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрены особенности пейзажной лирики. Сделаны выводы по представлению её в программе и учебниках по литературному чтению образовательной системы «Школа России». В целях совершенствования процесса изучения поэзии о природе в начальной школе предложен комплекс заданий, определена последовательность включения их в систему уроков по литературному чтению.
Ключевые слова: пейзажная лирика, особенности пейзажной лирики, трудности восприятия младшими школьниками, методы изучения, восприятие природы, эмоциональное развитие
Загрузить | PDF, 252Kb
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФО- МОТОРНОГО НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен обзор различных видов и техник японского искусства как средства формирования основных компонентов графо-моторного навыка письма у младших школьников с нарушениями письменной речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, младший школьный возраст, письмо, графо-моторный навык, изобразительная деятельность, японское искусство
Загрузить | PDF, 246Kb
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уделено внимание игровой деятельности как главному виду деятельности детей дошкольного возраста и ее значению в развитии навыков диалогической речи детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: игра, диалогическая речь, задержка психического развития, дошкольники, игровая деятельность
Загрузить | PDF, 243Kb
РОЛЬ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Анализируется роль арт-технологии в развитии словаря у детей с общим недоразвитием речи. Рассматривается взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также разбираются особенности изобразительной деятельности у детей с речевыми нарушениями. Выделяются преимущества работы с арт-технологией. Определяется практическое применение графического планшета в развитии словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: младшие школьники, арт-технология, общее недоразвитие речи, развитие словаря, графический планшет, мелкая моторика, рисование
Загрузить | PDF, 238Kb
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СИНОНИМОВ
Рассматривается понятие «синоним» с точки зрения различных подходов и характеризуется типология данных лексических единиц. Описывается представленность синонимов в учебниках начальной школы по русскому языку. Анализируется проведенное автором диагностическое исследование по выявлению уровня освоения младшими школьниками синонимов. Предлагаются необходимые методические рекомендации для педагога.
Ключевые слова: понятие «синоним», речевое развитие младших школьников, обогащение словарного запаса, типология синонимов, диагностическое исследование, методические рекомендации
Загрузить | PDF, 251Kb
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Рассматривается использование возможных интерактивных методов обучения в разных классах на уроках биологии и выявляется их эффективность. Исследованы результаты проводимого анкетирования среди учителей биологии и учащихся в МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района города Волгограда».
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, биология, эффективность обучения биологии, мотивация учащихся, активные методы обучения
Загрузить | PDF, 291Kb
ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Представлены некоторые результаты исследования формирования у младших школьников навыка осмысленного чтения литературных (В. и Я. Гримм) и фольклорных сказок (английская и русская народные сказки) в процессе сопоставительного анализа произведений.
Ключевые слова: художественные произведения, фольклор, литература, сопоставительный анализ, урок литературного чтения, младшие школьники
Загрузить | PDF, 763Kb
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Рассмотрены особенности развития графомоторных навыков дошкольников. Изучены труды отечественных педагогов по вопросам развития графомоторных навыков дошкольников с ЗПР. Приведен перечень игр, которые способствуют формированию графомоторных навыков детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, графомоторные навыки, мелкая моторика, педагог-дефектолог, дидактические игры
Загрузить | PDF, 244Kb
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Рассматриваются особенности организации экскурсии в образовательном процессе по основам безопасности и защиты Родины. Представлена разработка урока-экскурсии для обучающихся 8-го класса по курсу ОБЗР в рамках модуля «Безопасность в природной среде».
Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, экскурсия, школьники, форма обучения, автономное существование в природе
Загрузить | PDF, 263Kb
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дается определение коммуникативных навыков. Рассматриваются особенности развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников. Раскрываются способы формирования данного навыка и умения у данной категории детей на уроках математики.
Ключевые слова: развитие детей с ОВЗ, коммуникативные навыки, слабослышащие школьники, уроки математики, интерактивные технологии, жестовый язык, инклюзивное образование
Загрузить | PDF, 236Kb
Филологические науки
ФУНКЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ
Представлены различные подходы к определению понятия «эвфемизм». Выявлены основные функции и языковые средства выражения эвфемизмов. На основе анализа немецких массмедийных текстов, посвященных экономическим и социальным проблемам, определены функции и средства выражения эвфемизмов.
Ключевые слова: эвфемизм, функции, языковые средства выражения, классификация, немецкие СМИ, статья
Загрузить | PDF, 294Kb
ФУНКЦИИ СРАВНЕНИЙ В РОМАНЕ Б. КЕЛЛЕРМАНА «ДЕВЯТОЕ НОЯБРЯ»
Выявлены основные функции сравнения как стилистического приема на материале романа Б. Келлермана «Девятое ноября», к ним относятся экспрессивная, художественно-выразительная и характерологическая функции. Их реализация в романе направлена на характеристику его персонажей, в целом самой идеи данного произведения.
Ключевые слова: роман, стилистический прием, функция, сравнение, эпитет
Загрузить | PDF, 263Kb
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК В. ЧЕРКЕСОВА «ЖИВЫЕ ОБЕЛИСКИ»: ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
Статья посвящена поэтическому сборнику В.Н. Черкесова «Живые обелиски». В исследовании проанализировано содержательное наполнение и композиционное своеобразие книги, тема которой выстраивается вокруг образа Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: В.Н. Черкесов, сборник «Живые обелиски», Великая Отечественная война, композиция, память
Загрузить | PDF, 246Kb
ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИСПАНИИ (на материале социальной рекламы по теме «окружающая среда»)
Анализируются понятия «социальная реклама» и «социальный маркетинг». Показаны результаты исследования языкового своеобразия социальной рекламы по тематике «окружающая среда». Выявлены стилистические средства лексического уровня, такие как метафора, олицетворение, эпитет, лексический повтор, лексическая анафора, лексическая эпифора и синтаксического уровня, такие как инверсия, перечисление, эллипсис. Проанализированы случаи употребления конструкции estar+gerundio и повелительного наклонения в текстах рекламы.
Ключевые слова: испанский язык, социальная реклама, тематика, окружающая среда, экология, испанская социальная реклама
Загрузить | PDF, 493Kb
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА И ФИГУРЫ РЕЧИ В НЕМЕЦКИХ ИНТЕРВЬЮ (прагмастилистический аспект)
Определены особенности использования эмоционально-оценочной лексики в современных немецких интервью. Выявлены наиболее частотные фигуры речи в представленном материале, к ним относятся метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, антифразис, перифраз, сравнение и сравнительные обороты. Установленный лингвистический факт объясняется значительным прагматическим потенциалом указанных фигур речи.
Ключевые слова: оценка, жанр, интервью, текст, стилистические средства, эмоционально-оценочная лексика
Загрузить | PDF, 321Kb
РОЛЬ СРАВНЕНИЙ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А. ГРИНА «КРЫСОЛОВ»*
В рассказе А. Грина «Крысолов» сравнения используются как средство изображения воздействия экстремальной социально обусловленной ситуации (постреволюционной разрухи) на индивида с тонкой душевной организацией, осознающего свое одиночество и бессилие, не умеющего и не желающего поступаться своими ценностями ради простого выживания. Ключевые слова:
Ключевые слова: художественный текст, А. Грин, «Крысолов», сравнение, повествователь
Загрузить | PDF, 281Kb
Биологические науки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Рассматривается вопрос организации правильного питания в школе. Представлены методики определения качества питания школьников, такие как родительские комиссии, бракеражные комиссии, мониторинг отходов и потерь.
Ключевые слова: организация школьного питания, сбалансированное питание, санитарно-эпидемиологические нормы, контроль школьного питания, режим питания, родительская комиссия, система анализа опасностей и критических контрольных точек
Загрузить | PDF, 256Kb
Географические науки
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И ГЕОПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анализируется процесс деглобализации как ключевой феномен современной мировой экономики. Представлены критерии разграничения процессов глобализации в деглобализации. Изучаются процессы деглобализации и их проявления в российской экономике и геополитике. Детально рассматриваются деглобализационные трансформации в международной торговле Российской Федерации. Обострение геополитических конфликтов, протекционизм, пандемия COVID-19, происходящая Специальная военная операция выделены как катализаторы процесса.
Ключевые слова: глобализация, деглобализация, международная торговля, экспорт, импорт
Загрузить | PDF, 332Kb
Исторические науки
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛИНГРАДА В 1941–1945 ГГ.
Характеризуется состояние оборонной промышленности Сталинграда на момент начала Великой Отечественной войны. Освещаются становление и развитие, основные черты Сталинградского комплекса заводов гражданского и оборонного значения, удовлетворяющих потребности советской армии, в течении всей войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Выявляется полный перечень военной продукции, изготавливающийся на предприятиях города.
Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, Сталинград, Великая Отечественная война, танкостроение, артиллерийское производство, судостроение, авиастроение, Сталинград в Великой Отечественной войне
Загрузить | PDF, 290Kb
Экономические науки
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ: ВАЛЮТНОГО РЫНКА И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья посвящена анализу деятельности Центрального Банка Российской Федерации в сфере управления финансовым рынком России. Рассматриваются его функции, полномочия в области регулирования валютного рынка и рынка ценных бумаг. Описываются перспективы развития финансового рынка России в условиях американских и европейских санкций. Практическую основу статьи составляют примеры и модели развития данных рынков, отраженные в концепциях Банка России по развитию финансового рынка России.
Ключевые слова: валютный рынок, рынок ценных бумаг, финансовый рынок, Центральный Банк Российской Федерации, блокирующие санкции
Загрузить | PDF, 281Kb

Свидетельство о регистрации