Выходные данные:
1(54)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Биологические науки
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЛОБНОГО ГИПЕРОСТОЗА У ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
В научной литературе описание проявления гиперостоза, избыточного (патологического) разрастания на внутренней поверхности лобной кости, стало известно как синдром Морганьи-Мореля-Стюарта. Несмотря, на более чем 250-летнюю историю изучения лобного гиперостоза, интерес к данной проблеме до сих пор
не ослабевает и привлекает внимание специалистов различных клинических дисциплин и палеоантропологов. Работа посвящена анализу литературы, описывающей историю изучения внутреннего лобного гиперостоза, а также случаи и признаки его проявления у древних и средневековых народов.
Ключевые слова: внутренний лобный гиперостоз, патология, симптомы, древнее и средневековое население, эндокринные нарушения
Информационные технологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MICROSOFT SPEECH API ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОКОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Целью статьи является демонстрация возможностей интерфейса Microsoft Speech API для работы с речью.
Рассматриваются архитектура, преимущества и недостатки Microsoft Speech API, а также приводится
пример программной реализации синтеза речи с использованием среды разработки Visual Studio.Net и языка программирования Visual Basic.Net.
Ключевые слова: Speech API, распознавание речи, синтез речи, VisualStudio.Net, COM-технологии
Исторические науки
ВЛИЯНИЕ ГАНГУТСКОГО СРАЖЕНИЯ НА ИСХОД СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ
Рассматривается ход и последствия первой крупной морской победы России в рамках Северной войны – Гангутского сражения. В это время происходит становление российского флота, созданного благодаря реформам Петра I. Сражение показало, что грамотные, выверенные действия командного состава и слаженная отважная работа армии способны преодолеть даже сильного врага и одержать победу практически в неравном бою.
Ключевые слова: абордаж, артиллерия, Гангутское сражение, галера, корабельный флот
О ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДОНЕЦКОЙ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЫ
В Нижнем Поволжье в период среднего бронзового века под влиянием катакомбных культур складывается ряд памятников – преемников полтавкинской культуры, объединенных в волго-донскую катакомбную культуру. Население, оставившее их, взаимодействовало с племенами соседних территорий, чье влияние отразилось в погребальных комплексах региона. Трансформации традиций способствовали, вероятно, контакты с носителями донецкой катакомбной культуры и ее восточного варианта.
Ключевые слова: эпоха средней бронзы, Нижнее Поволжье, волго-донская катакомбная культура,
донецкая катакомбная культура
Педагогические науки
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме детской агрессии. Статья содержит
информацию о причинах и методах профилактики агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: агрессия, детская агрессивность, младшие школьники, агрессивное поведение, профилактика детской агрессивности, коррекция агрессивного поведения, профилактика агрессии
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ «НА РАБОТУ» КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Рассматривается проблема обучения младших школьников решению задач «на работу» в рамках традиционного начального образования. Охарактеризованы понятия «работа», «производительность труда». Выделены типы задач «на работу», описаны виды простых и составных задач «на работу». Проанализированы Федеральная рабочая программа начального общего образования по математике (2023 г.), различные учебно-методические комплексы и рекомендации по обучению младших школьников решению задач «на работу». Предложен порядок обучения учащихся начальных классов решению задач «на работу».
Ключевые слова: задачи «на работу», задачи «на производительность труда», младший школьник, начальная школа, обучение, методическая система
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Рассматривается понятие вербальная коммуникация. Анализируются особенности коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Описываются результаты эксперимента по изучению особенностей формирования коммуникативно-речевых навыков у данной категории детей в условиях кружковой работы.
Ключевые слова: вербальная коммуникация, общее недоразвитие речи, нарушения вербальной коммуникации, логопедическая работа, кружковая работа
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрено влияние проектной деятельности на старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.
Описываются структура и организация проектной деятельности в сельской школе, представлены
результаты опроса педагогов и старшеклассников. Выявлены трудности старшеклассников
в ходе выполнения проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, образовательный процесс, методы обучения, мотивация, старшеклассники
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Рассматривается значимость знания традиционного принципа русской орфографии в обучении русскому языку. Описана важность учета исторической основы слов и их произношения, а также необходимость особого внимания и запоминания слов с исключениями. Автор рекомендует включение ассоциативных заданий в уроки, чтобы помочь детям визуализировать и усвоить правила записи слов с непроверяемыми
написаниями. В целом, традиционный принцип русской орфографии является надежной основой для изучения написания слов и способствует развитию грамотной письменной речи.
Ключевые слова: слово, начальная школа, русский язык, традиционный принцип орфографии,
словарные слов, формы работы
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА «РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ»
Рассматриваются особенности применения проблемного обучения на уроках биологии при изучении школьного курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», способствующие повышению познавательного интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, проблемное обучение, методика обучения, биология, способы создания проблемных ситуаций, школьный курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
ВОЗМОЖНОСТИ ФГИС «МОЯ ШКОЛА» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается национальный образовательный продукт ФГИС «Моя школа». Раскрываются основные предпосылки создания образовательной платформы и обозначен перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих создание ФГИС «Моя школа». Описываются функциональные возможности федеральной государственной информационной системы и предназначение. Показаны основные сервисы ФГИС «Моя школа» и их назначения. Представлены виды организационных условий применения информации на уроках математики в начальной школе.
Ключевые слова: учитель, ФГИС «Моя школа», функциональные возможности, сервис «Библиотека»,
сервис «Тестирование обучающихся», платформа видеоконференцсвязи «Сферум»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
Рассмотрены подвижные игры на уроках физкультуры как элемента игровых технологий. Показана
эффективность разработанных уроков физкультуры с применением игр для 6-го класса,
способствующих развитию физических качеств подростков.
Ключевые слова: игровые технологии, подвижные игры, игра, основная школа, физические качества,
педагогический процесс, методические особенности, подростки
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе использования языковой игры. Автором рассматриваются эффективные игры на уроках русского языка, которые способствуют работе над формированием коммуникативной компетенции,
развитию речи учащихся.
Ключевые слова: компетентность, коммуникация, монолог, диалог, языковая игра
АНАЛИЗ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧАСТВОВАТЬ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена описанию исследования уровня экологической культуры школьников и их готовности
принимать участие в экологической деятельности. Дан краткий обзор проблемы исследования.
Представлены результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: экологическая культура, добровольческая деятельность, экология, компоненты экологической культуры, экологическая деятельность
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛАХ
Рассматривается теория и практика контроля в процессе обучения. В теории раскрыта классификация методов контроля в процессе обучения, а также их особенности. В практической части представлены методы контроля знаний, умений, навыков, которые использовались на уроках физической культуры в городской и сельской школах.
Ключевые слова: контроль, виды контроля, формы контроля, метод контроля, принцип контроля
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Рассматривается проблема формирования математической грамотности младших школьников как компонента функциональной грамотности. Охарактеризовано понятие «математическая грамотность», выделены требования к уровню математической грамотности выпускника начальной школы и описаны
основные особенности её формирования. Представлены примеры заданий, способствующих формированию математической грамотности младших школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, начальная школа, младший школьник, специальные упражнения
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены особенности внимания детей дошкольного возраста со множественными нарушениями развития. Проанализирована социально-трудовая деятельность дошкольников. Представлены результаты диагностики уровня сформированности внимания детей дошкольного возраста со множественными
нарушениями развития. Сформулированы методические рекомендации педагогу-дефектологу по развитию внимания детей дошкольного возраста со множественными нарушениями развития посредством социально-трудовой деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, внимание, множественные нарушения развития, социально-трудовая деятельность, методические рекомендации, коррекционная работа
Психологические науки
ФОРМЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕУСПЕШНЫМИ В УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКАМИ
Обосновывается, что проблема школьной неуспешности значительно шире учебной неуспеваемости: «неуспешные» подростки не только показывают низкие учебные результаты, но и являются «изгоями», пассивны, испытывают трудности в коммуникации со сверстниками, имеют низкий уровень самооценки. Школьная неуспешность обусловливает повышенную тревожность, вплоть до развития
стресса и ухода в депрессивные состояния. Приводятся рекомендации педагогам по взаимодействию с такими школьниками.
Ключевые слова: учебная неуспешность, школьная неуспешность, учебная неуспеваемость,
причины неуспешности, способы учебная деятельность
БУЛЛИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
Анализируются актуальные научные представления о буллинге, характерном для подростковых школьных коллективов. Личностные характеристики подростков – агрессоров и жертв буллинга – обусловлены личностными особенностями. Автор приходит к выводу, что жертвами буллинга становятся подростки с низкой самооценкой, поэтому в коррекционной работе психологической службы должны быть реализованы механизмы, изменяющие личностные детерминанты самоотношения и поведенческие
проявления низкой самооценки.
Ключевые слова: буллинг, межличностные отношения подростков, самооценка, самоотношение, референтная группа
Филологические науки
ДЕЙКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (на материале статей, освещающих политические события в современных русскоязычных СМИ)
Рассматривается дейктическая функция фразеологических единиц, употребляющихся в медийном дискурсе,
анализируются ее особенности. Описывается структурно-семантическое своеобразие устойчивых выражений, обладающих дейктической функцией.
Ключевые слова: фразеологизмы, медийный дискурс, дейксис, модификации фразеологических единиц, пространство, публицистические тексты
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИНФИНИТИВА В ЗАГОЛОВКАХ НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ (на материале электронных испанских СМИ)
Рассматривается стилистическая функция инфинитива и языковых перифраз с инфинитивом в заголовках новостных текстов на примере испанских изданий. Анализируется значимость новостного заголовка как ключевого информационного элемента и его взаимосвязь с основным текстом статьи. Исследуются
особенности инфинитива и перифраз с инфинитивом и их роль в формировании эффективных заголовков. Результаты анализа показывают, что инфинитив и перифразы с ним играют важную роль в привлечении внимания читателя к новостному заголовку и передаче основной идеи статьи.
Ключевые слова: новостной заголовок, стилистическая функция, инфинитив, испанский язык, перифраза
Экономические науки
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Статья посвящена анализу цифрового рубля. Рассматриваются его преимущества, недостатки и перспективы
внедрения в экономику страны, приводятся примеры его использования. В качестве основной проблемы
выделено влияние цифрового рубля на развитие экономики России. Практическую основу статьи составляют примеры тестирования по внедрению цифрового рубля.
Ключевые слова: цифровой рубль, центральный банк, цифровая валюта, преимущества цифрового рубля, платежная система, форма денег