Свою историю Международный студенческий форум начинает в 2007 году, когда на базе факультета дошкольного и начального образования 17-18 мая состоялся форум «Детство глазами студентов». В нем приняли участие студенты из вузов Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, а также специалисты из США, Китая, Казахстана. С каждым годом география участников Международного студенческого форума увеличивалась, а его программа и содержание становились разнообразнее и интереснее. За годы проведения Международного студенческого форума в нем приняли участие студенты, магистранты, аспиранты из городов России: Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, Стерлитамака, Барнаула, Мичуринска, Тулы, Санкт-Петербурга, Самары, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Казани и др., а также студенты и специалистыближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Украины, Белоруссии, Китая, Германии, Норвегии, США.
Программа Форума от года к году дополнялась, расширялась и удивляла участников разнообразием форм проведения: пленарные и секционные заседания, мастер-классы, дискуссионные площадки, фотокроссы, образовательные экскурсии, кулинарные поединки, тренинги, студенческие импровизационные спектакли, квесты, стендовые доклады, разработка социальных проектов и т.д.
Идейным вдохновителем и организатором Международного студенческого форума является заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования, доктор педагогических наук, профессор Марина Владимировна Николаева. Она отмечает, что главной целью Форума является содействие развитию социальной активности, научно-исследовательской культуры и творческому потенциалу студентов в процессе обмена опытом, традициями, достижениями разных вузов России.
Доцент кафедры ППНО Бурякова Т.С.
1. Бойко М.П. Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах
2. Войтехович Д.И. Нравственные и профессионально-личностные качества педагога как условие достижения профессионализма
3. Васильева А.А. Спицина В.В. Психологические особенности феномена левшества у детей дошкольного возраста
4. Гасанова Ф.Р. О некоторых аспектах интеграции аутичного ребёнка в социум
5. Геворкян С.Г., Горбачева Е.О. Развитие произвольности речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
6. Клонова В.Г. Возможности игровых технологий для успешной адаптации первоклассников
7. Красичков Д.С. Роль семьи в правовом воспитании детей и молодежи
8. Курченя Е.Ю. Концептуальные основы института волонтерства в системе начального образования
9. Лобачева Н.В. Формирование представлений о нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения
10. Мойстус И.А. Роль педагога-тьютора в реализации инклюзивной практики в условиях дошкольной образовательной организации
11. Николаева Е.С. Особенности семейных ценностей и традиций британской и русской культур
12. Потапова М.Г., Семеняк О.В. Рекомендации к использованию различных видов наглядного материала в профилактическом направлении работы вуза. Из опыта работы психологической службы
13. Сандросян А.С. Изучение психологических особенностей тревожности, проявляющейся в младшем школьном возрасте
14. Сандросян А.С. Влияние выраженности мотивации младшего школьника на социальный статус в группе
15. Солодкова А.М. Взаимосвязь развития эмпатии как психологического новообразования старшего дошкольного возраста и общения со сверстниками
16. Тищенко С.Д., Штейн В.П. Анализ систем семейного воспитания с позиции переосмысления на современном этапе развития общества
17. Филатова Л.Н., Спицына В.В. Особенности мышления детей с разными типами личностной ценностности в старшем дошкольном возрасте
18. Хваткова А.И., Лазаренко Е.Н. Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи
19. Яровая Т.В., Спицына В.В. Психологические особенности развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Образование: Вызовы XXI века
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Описывается возможность использования компьютерных технологий на уроках литературного чтения
в начальной школе, их роль в развитии творческого потенциала
и познавательной активности учащихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, литературное чтение,
компьютер, проектная деятельность, компьютерная поддержка.
НРАВСТВЕННЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Рассматриваются профессионально-личностные качества педагога как условие достижения профессионализма.
Отмечается особая роль нравственных качеств учителя. Приведены результаты опроса
педагогов школы, студентов и школьников
Ключевые слова: педагог, учитель, нравственные качества,
профессионально-личностные качества, профессионализм.
Психологические особенности феномена левшества у детей дошкольного возраста
Рассматриваются психологические особенности феномена левшества и способы выявления
уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: психологические особенности, левшество,
мелкая моторика, дошкольный возраст.
О некоторых аспектах интеграции аутичного ребенка в социум
Ранний детский аутизм рассматривается как серьезное заболевание, характеризуются задачи инклюзивных школ
и их помощь детям с задержкой психического развития.
Ключевые слова: заболевание, аутизм, помощь, инклюзия, адаптация, наблюдательность,
опыт практического обучения.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается одна из проблем развития произвольности речевого общения детей дошкольного возраста.
Анализируются характерные особенности произвольности речевого общения дошкольников,
выявлена его роль в развитии ребенка. Раскрываются компоненты произвольности
речевого общения и условия его формирования.
Ключевые слова: произвольность, старший дошкольник, речь, общение, воля.
Возможности игровых технологий для успешной адаптации
первоклассников
Рассматриваются результаты исследования, раскрывающие организационные возможности игровых технологий
для успешной адаптации первоклассников. Описывается опыт реализации игровых технологий
учителем начальных классов в процессе адаптации первоклассников и
анализируется эффективность проделанной работы.
Ключевые слова: адаптация первоклассников, игровые технологии.
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Рассматриваются основные подходы к пониманию правового воспитания, правовой культуры и правосознания.
Анализируется роль семьи в жизни современного российского общества,
а также в правовом воспитании детей и молодежи.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовое воспитание,
семья, подрастающее поколение, дети, молодежь.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается вопрос об организации волонтерской деятельности в начальной школе.
Предлагаются способы организации волонтерской деятельности в начальной школе,
рекомендуемые направления деятельности детей-волонтеров.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтер, доброволец, помощь, школа,
начальная школа, организация, волонтерский отряд.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ У МЛАДШ ИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Рассматривается проблема формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников
посредствам художественной литературы. Приводятся примерные задания,
эффективность которых, подтверждена результатами диагностики.
Ключевые слова: нравственные ценности, нравственное воспитание младших школьников, представления о нравственных
ценностях, уроки литературного чтения, методы формирования представлений о нравственных ценностях.
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматриваются актуальные направления деятельности и функции педагога-тьютора по сопровождению детей
с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях,
требования к профессиональным и личностным качествам педагога,
претендующего на должность тьютора.
Ключевые слова: инклюзивное образования, ребенок с особыми образовательными потребностями,
тьютор, тьюторское сопровождение, дошкольная образовательная организация.
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ
БРИТАНСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУР
Анализируются и сравниваются семейные ценности представителей русского и английского народов.
Выявляются наиболее значимые семейные ценности, традиции каждого народа.
Анализируются взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.
Ключевые слова: семейные ценности, традиции, английская семья,
русская семья, взаимоотношения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТЫ ВУЗА
(из опыта работы психологической службы)
Характеризуется понятие профилактического мероприятия, которое помимо информационной функции, несет в себе
обязательное мотивирующее воздействие на аудиторию: участники мероприятия получают
эмоциональное подкрепление – уверенность в том, что они теперь знают,
как поступать и почему поступать именно таким образом.
Анализируются особенности подготовки и проведения
профилактических мероприятий.
Ключевые слова: подготовка профилактического мероприятия, оптимальная форма
проведения профилактического мероприятия с информированной
аудиторией, эвристическая беседа.
Изучение психологических особенностей тревожности,
проявляющейся в младшем школьном возрасте
Рассматриваются характерные признаки тревожности у младшего школьника.
Ключевые слова: тревожность, младший школьник, личность.
Влияние выраженности мотивации младшего школьника
на социальный статус в группе
Рассматриваются особенности воздействия проявления мотивации на социальный статус
в группе у младшего школьника.
Ключевые слова: мотивация, социальный статус, младший школьник личность
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НОВООБРАЗОВАНИЯ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Рассматривается психологическое содержание эмпатии как возрастного новообразования старшего дошкольного
возраста, раскрытию взаимосвязи развития эмпатии и общения ребенка со сверстниками.
Определена значимость общения со сверстниками как важнейшего
фактора развития эмпатии дошкольников.
Ключевые слова: эмпатия, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость,
сопереживание, сочувствие, общение со сверстниками, сотрудничество.
АНАЛИЗ СИСТЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОЗИЦИИ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Анализируются позиции великих педагогов в направлении развития и совершенствования семейного воспитания.
Выявляются основные положения семейного воспитания и их применение на современном этапе
развития общества. Выявляются и анализируются основные проблемы семейного
воспитания и способы их преодоления.
Ключевые слова: воспитание, личность, семейное воспитание,
семейная педагогика.
Особенности мышления детей с разными типами личностной
ценностности в старшем дошкольном возрасте
Освещается проблема особенностей развития детей с разными типами личностной ценностности
старшего дошкольного возраста. Описываются результаты теоретического исследования
и экспериментального исследования особенностей детей с разными типами
личностной ценностности.
Ключевые слова: мышление, ценностность, личность, рекомендации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Рассматриваются результаты исследования, раскрывающие возможности дошкольной образовательной организаций
для повышения педагогической культуры современной семьи. Анализируется влияние предлагаемого
комплекса форм, методов и средств, разработанного на основе упражнений,
собраний и различных форм взаимодействия воспитателей и родителей
на повышение педагогической культуры современной семьи.
Ключевые слова: семья, педагогическая культура, взаимодействие, семейное воспитание.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается проблема развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, сущности
и содержания изобразительной деятельности дошкольников, поэтапных механизмов его развития.
Обобщаются условия развития продуктивной творческой деятельности.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, этапы развития,
графическая деятельность, детское творчество.