Выходные данные:
5(34)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Биологические науки
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИШАЙНИКОВОГО КОМПОНЕНТА БИОТЫ ПРИРОДНОГО ПАРКА «ЦИМЛЯНСКИЕ ПЕСКИ»
Исследован лишайниковый компонент биоты природного парка «Цимлянские пески». Изучен видовой состав лишайников. Проведен систематический, географический, биоморфологический, экологический анализ лихенобиоты. Выявлены редкие виды лишайников, рекомендованные к охране на территории Волгоградской области. В ходе исследования проведен анализ экологических групп по отношению к субстрату, по составу жизненных форм, географическим элементам и типам ареалов.
Ключевые слова: лихенобиота, лишайниковый компонент биоты, экологические группы, состав жизненных форм, особо охраняемая природная территория, редкие виды.
География
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ
Обилие природных ресурсов способствовало давнему освоению удивительной в природном отношении территории Волго-Ахтубинской поймы. При определении историко-географических этапов её освоения нами был проведен анализ археологических местонахождений ряда курганов и городищ в отдельно взятых населенных пунктах, находящихся на припойменной территории Волго-Ахтубинской поймы, что позволяет оценить степень и характер преобразования природных сообществ поймы на разных этапах освоения её природных богатств.
Ключевые слова: природные ресурсы, ареал освоения, расселение, орудие труда, могильники, поселения, сельскохозяйственная деятельность.
Информатика
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ЗНАНИЯМИ В КОМПАНИИ ROBERT BOSCH GMBH
Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в деятельности компаний, связанные с обменом информации, ее хранением и обработкой. Предложены пути их решения посредством внедрения системы управления знаниями.
Ключевые слова: управление знаниями, информационные системы, интеллектуальный капитал, управленческая деятельность, повышение эффективности производства.
РАЗРАБОТКА B2B ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в российской сельскохозяйственной отрасли есть необходимость оптимизации бизнес-процессов, обмена ценностями между производителями сельскохозяйственной продукции и конечными покупателями (торговыми точками, производствами и т. д.).
Ключевые слова: электронная коммерция, рынок B2B, бизнес-планирование, маркетинговый анализ, цифровая экономика.
Исторические науки
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕРСАЛЬСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА ДЛЯ ГЕРМАНИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЗГЛЯДОВ ИСТОРИКОВ
Рассматриваются основные тенденции зарубежной и отечественной историографии в освещении проблемы влияния условий Версальского мирного договора на Германию.
Ключевые слова: Парижская мирная конференция, Версальский мирный договор, Германия, зарубежная историография, отечественная историография.
ВЗГЛЯДЫ АЛЬФРЕДА РОЗЕНБЕРГА НА ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ ОККУПАЦИОННОГО РЕЖИМА НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР
Анализируется роль Альфреда Розенберга и его Восточного министерства по разработке нацистской оккупационной политики на территории СССР. Показана эволюция его взглядов и ее причины.
Ключевые слова: Альфред Розенберг, нацизм, восточная политика, оккупация, СССР.
ТРАДИЦИИ GRAND TOUR XVIII – НАЧАЛА XIX ВВ. В ПУТЕШЕСТВИЯХ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ДВОРЯНСТВА (на примере путешествия в Италию)
Целью работы является изучение традиции Grand Tour в указанный исторический период на материале исторических источников и научной литературы. В ходе исследования были выявлены историко-культурные особенности путешествий в Италию как культурно-образовательных практик. Проведён сравнительный анализ традиции Grand Tour представителей российского и английского дворянства (ретроспективно).
Ключевые слова: Grand Tour, образование дворянина, путешествия, образовательные практики, туристический дискурс.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализируются основные этапы становления и развития государственной и региональной, на примере Волгоградской области, молодежной политики с 2000-го года по настоящее время. Приводятся различные подходы исследователей к определению понятия «молодежная политика». Анализируются основополагающие документы в данной области.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, региональная политика, государственная молодежная политика, молодежные объединения, молодежные общественные движения.
Педагогические науки и психология
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Анализируются ценностные ориентации подростков и факторы, влияющие на их формирование. Показана взаимосвязь с обществом и социальной средой.
Ключевые слова: подростки, общество, ценностные ориентации, ценности, молодежь.
ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЭМАЛИ
Анализируются техника эмали, рассматривается проблема воспитания подростков младшего школьного возраста. Делается акцент на декоративно-прикладном искусстве как способе развития личности младшего подростка.
Ключевые слова: эмаль, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, темпера, эпоксидная смола.
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Рассматриваются понятия безобразного и прекрасного в искусстве, а также отношение к смерти дошкольников и младших школьников. Даются рекомендации, как снизить внутреннюю тревожность школьников. Приводятся конкретные примеры художественных произведений, которые можно включать в экскурсию для младших школьников.
Ключевые слова: безобразное, концепция смерти, эстетика, младшие школьники, искусство, музей.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается метод проектов как педагогическая технология. Описываются основные достоинства и возможности применения метода проектов при обучении английскому языку на разных этапах обучения. Предлагаются методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в средней и старшей школе.
Ключевые слова: метод, метод проектов, проектная технология, проектное обучение, методические рекомендации, обучение иностранным языкам.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
Рассмотрены особенности физического воспитания дошкольников. Определены эффективные способы применения общеразвивающих упражнений в физическом воспитании. Разработана и организована система занятий с использованием элементов футбола в физическом воспитании. Проанализирована эффективность системы занятий для общего физического развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольник, футбол, спортивные игры, спортивные упражнения.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СОСТАВА СЛОВА
Рассматривается опыт работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка. Предоставляется характеристика морфемной структуры слова. Анализируются требования ФГОС НОО к развитию речи младших школьников. Обосновываются методические аспекты использование дидактических игр при изучении темы «Состав слова».
Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, дидактические игры, морфемика, состав слова.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются теоретические подходы в изучении учебной мотивации и школьной тревожности в отечественной и современной литературе. Выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи конкретных мотивов учения и шкал школьной тревожности. Представлены результаты эмпирического исследования школьной тревожности и учебной мотивации.
Ключевые слова: тревожность, тревога, мотивация учения, социальные мотивы, младший школьный возраст.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИКЕ
Анализируются процесс обучения иероглифике с точки зрения мотивированности учащихся. Выявляется наиболее продуктивный и занимательный для учащихся подход к изучению иероглифов.
Ключевые слова: иероглифика, методика, обучение иероглифике, дидактические игры, обучение китайскому в школе.
ПРОБЛЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Освещается проблема оценки качества современного начального общего образования. Рассматриваются теоретические основы педагогического мониторинга.
Ключевые слова: качество начального образования, система оценки качества начального образования, мониторинг качества начального общего образования, педагогический мониторинг достижений учащихся, организация контроля и анализа достижений обучающихся.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Рассматривается письмо как продуктивный вид речевой деятельности, а также понятие «письменная коммуникативная компетенция». Разрабатываются методические рекомендации по проведению уроков, направленных на формирование письменной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: письменная коммуникативная компетенция, письмо, технологическая карта, методические рекомендации, упражнения.
МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Рассматривается вопрос эстетического воспитания и художественного образования обучающихся средних общеобразовательных учреждений средствами музейного проекта. Дано определение и раскрыта значимость эстетического воспитания. Рассматриваются средства для развития эстетического воспитания подростков.
Ключевые слова: эстетика, обучающиеся, музей, изобразительное искусство, подросток, музейный проект, эстетическое воспитание.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Представлены педагогические правила для реализации в летнем оздоровительном лагере, способствующие воспитанию подростков во время отрядных мероприятий. Представлена опытно-экспериментальная работа на базе летнего оздоровительного лагеря.
Ключевые слова: детский летний оздоровительный лагерь, педагогические правила, воспитание, вожатый, отрядные мероприятия, подросток.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Рассматривается вариант решения проблемы эффективной организации дифференцированной работы при изучении простого предложения в начальной школе как повышения уровня знаний у младших школьников. Описаны результаты эксперимента по организации дифференцированной работы младших школьников, интегрирующей задания по русскому языку. Приведены статистические данные, подтверждающие его эффективность.
Ключевые слова: младший школьник, простое предложение, дифференцированная работа, разноуровневые задания, русский язык.
Политические науки
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОДА ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Анализируется патриотическое воспитание в Российской Федерации. Характеризуются основные мероприятия, приуроченные к Году памяти и славы. Определяются новые форматы работы в условиях распространения COVID-19.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, Год памяти и славы, патриотическое воспитание, COVID-19, Федеральное агентство по делам молодежи.
Филологические науки
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КУБИНСКОМ ОБИХОДНОМ ДИСКУРСЕ (на материале теленовеллы “El Rostro de los días”)
Анализируются некоторые прагматические особенности кубинского национального варианта испанского языка на примере диминутивов, дискурсивных маркеров и стилистических тропов в диалогической речи персонажей теленовеллы Angel Luis Martínez “El Rostro de los días”. Автор приходит к выводу, что данные лексические единицы, наряду с экспрессивно-оценочной коннотацией, передают интенцию говорящего по отношению к предмету коммуникации, а именно эмфатически выделяют коммуникативно значимые элементы, подчеркивают надменность и намеренное преуменьшение личности другого персонажа, обозначают переход на сниженный регистр общения.
Ключевые слова: дискурс, обиходный дискурс, кубинский вариант испанского языка, прагматика, диминутивы, дискурсивные маркеры, стилистические средства.
СЛОВО «ДОВЛЕТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Рассматривается проблема функционирования в русском языке слова «довлеть». Исследуется этимология данного глагола, причины изменения его лексического значения. Поднимается вопрос о правильном употреблении лексемы «довлеть» в текстах СМИ, государственных документах, словарях и в обычной речи. Намечаются некоторые проблемные аспекты журналистской профессии, симптомом которых выступает ситуация с названным глаголом.
Ключевые слова: довлеть, этимология, лексика, грамматика, перевод, публицистика.
Экономические науки
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ИНДИИ
Представлена характеристика туристско-рекреационного потенциала республики Индия. Рассмотрены особенности развития международного туризма в Индии и туристских связей с Россией. В результате анализа статистики Всемирной туристской организации и Министерства туризма Индии выявлены экономико-географические особенности развития туристских связей.
Ключевые слова: Индия, Всемирная туристская организация (UNWTO), международные туристские прибытия, доходы от международного туризма, расходы на международный туризм, туристская дестинация.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ
Анализируются причины различий в формировании структуры и цен потребительской корзины в регионах Севастополь и Краснодарском крае. Определяется состав и цены на продуктовые потребительские товары. Выявляются факторы, которые влияют на ценовую политику продавцов – производителей продуктов питания и посреднических торговых организаций – в городе Севастополе.
Ключевые слова: потребительская корзина, ценовая политика, минимальный набор продуктов питания, экономическая безопасность, конкурентоспособность, регион Севастополь, регион Краснодарский край.
Юридические науки
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Рассматриваются теоретические, законодательные и практические вопросы, связанные с уголовно-правовой оценкой деятельности систем с искусственным интеллектом. Анализируются субъективные признаки преступлений, совершаемых с использованием искусственного интеллекта.
Ключевые слова: уголовная ответственность, искусственный интеллект, субъективная сторона, субъект преступления, правосубъектность, сознание, воля субъекта.