Выходные данные:
5(46)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Географические науки
СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РУСЛА РЕКИ МЕДВЕДИЦА (Волгоградская область)
Дается развёрнутый анализ физико-географических и гидрологическ их характеристик р. Медведица в границах Волгоградской области. Описываются особенности русловых процессов для трех геодинамических участков. Сделаны выводы относительно особенностей протекания современных горизонтальных
деформаций для каждого участка
Ключевые слова: речная долина, пойма, излучины, русло, горизонтальные русловые деформации
Искусствоведение
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА XVI В.: ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ
Данная статья освещает историю строительства собора Василия Блаженного. Были представлены основные вопросы, затрагивающие постройку монументального сооружения. Показаны причины строительства, рассмотрено место постройки собора, названы предполагаемые имена архитекторов, и, наконец, обозначено
значение постройки собора для народа.
Ключевые слова: Собор Покрова на Рву, история строительства, Иван Грозный, архитектура, древнерусское зодчество, шатровый стиль, дискуссионные вопросы
Педагогические науки
СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена изучению особенностей становления демократических и гуманистических ценностных ориентаций у младших школьников с ОНР. Приведено отдельное описание гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Дается представление о понятии «ценностные ориентации».
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, процесс формирования ценностных ориентаций личности, гуманистические ценностные ориентации, демократические ценностные ориентации, младшие школьники, общее недоразвитие речи
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ ПОДРОСТКОВ О ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается метод проектного обучения на уроках географии как средство развития знаний подростков
о туристических объектах Волгоградской области на базе МКОУ «Мариновская ОШ»
Ключевые слова: география, метод проектного обучения, проектная деятельность, проектное обучение в рамках обновленного ФГОС, исследовательская деятельность
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Представлены результаты экспериментально-исследовательской работы по проблеме развития речи
младших школьников, проведенной при освоении младшими школьниками текста. Описываются
методы развития речи младших школьников при изучении текста.
Ключевые слова: экспериментально-исследовательская работа, речь, развитие речи,
текст, работа с текстом, младший школьный возраст, урок русского языка
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития речи младших
школьников при изучении словосочетания на уроках русского языка.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, развитие речи, начальная школа, словосочетание, синтаксические умения
РАЗВИТИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы формирования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на примере развития доброжелательности и отзывчивости. Проанализированы основные подходы к организации данного вида деятельности, даны практические рекомендации.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младший школьный возраст, эмоциональная компетентность,
эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, социализация, игровая деятельность
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Рассматривается вопрос формирования базовых национальных ценностей у учащихся младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи. Сделаны попытки поиска путей решения задач формирования
базовых национальных ценностей на логопедических занятиях.
Ключевые слова: патриотизм, национальные ценности, нация, ценность, учащиеся с общим недоразвитием речи, младшие школьники
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
В КОНТЕКСТЕ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА
Предпринимается попытка раскрыть понятия «компетентность» и «компетенция» с применением
тезаурусного подхода. В ходе работы автором были выделены синонимы, антонимы, гипероним,
мероним и причинно-следственные отношения, заключенные в определения данных понятий.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, тезаурус, синоним, антоним, гиперонимия, меронимия, причинно-следственная связь
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития речи младших школьников
при изучении простого предложения на уроках русского языка.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, развитие речи, младший школьник, простое предложение, синтаксические умения
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Рассматривается проблема расширения словаря младших школьников в процессе использование лингвистического анализа фразеологизмов на уроках русского языка. На основе теоретического и эмпирического исследования был составлен комплекс из пяти блоков, включающий 8 упражнений, соответствующих компонентам лингвистического анализа, которые были проведены
на уроках русского языка.
Ключевые слова: фразеологизм, лингвистический анализ, расширение словаря, развитие речи, младшие школьники
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рассматривается метод учебных проектов как эффективное средство формирования гражданской идентичности у младших школьников на уроках «Окружающий мир». Раскрывается потребность современного общества в формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения. Определяются особенности методики проведения и содержания учебных проектов. Описывается практическая деятельность учителя по организации учебных проектов.
Ключевые слова: учебный проект, методика, младший школьник, гражданская идентичность,
российская гражданская идентичность, предмет «Окружающий мир»
Филологические науки
ЭМФАТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК СЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ ИНТЕРВЬЮ
Представлены результаты выявленных эмфатических конструкций в современных немецких интервью. Установлены наиболее высокочастотные эмфатические конструкции в данном речевом жанре. К ним относятся препозиция второстепенных (новых) членов предложения и отрицательные эмфатические конструкции.
Ключевые слова: эмфаза, эмфатическая конструкция, инверсия, порядок слов в предложении, высказывание, интервью
ЭВФЕМИЗМЫ В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ СМИ (на материале речевого жанра «статья»)
Раскрыты различные подходы к понятию «эвфемизм». Выявлены сферы употребления эвфемизмов
в современных немецких СМИ. Определены базовые функции эвфемизмов в проанализированных статьях.
Ключевые слова: эвфемизм, СМИ, немецкие СМИ, статья, текст, функция
МЕТАФОРА В НОВЕЛЛАХ СТЕФАНА ЦВЕЙГА: ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Представлены результаты семантической классификации метафор, выявлены наиболее распространенные
из них в новеллах “Angst“, “Der Brief einer Unbekannten“ и “Der Stern über dem Walde“. Рассмотрены
функции данной фигуры речи, ее прагматический потенциал.
Ключевые слова: метафора, новелла, функции, автор, текстовой пассаж, текст, протагонист
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ РЕЧИ (на материале речевого жанра «интервью»)
Представлены результаты лингвогендерологического анализа речевых высказываний немецких интервьюируемых. Выявлена синтаксическая специфика мужской и женской речи в гендерном аспекте. Установлена частотность употребления мужчинами и женщинами предложений различных типов.
Ключевые слова: гендерные особенности речи, инверсия, структурный тип предложений, текст, эллипсис, эмфаза, эмфатический порядок слов
КОНЦЕПТ «БОГАТСТВО» В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
На материале русского пословично-поговорочного фонда выявлено оценочное отношение русских к феномену «богатство». Определен перечень пословиц и поговорок, в которых раскрывается содержание концепта «богатство». Проведена семантическая классификация пословиц и поговорок об этом феномене.
Ключевые слова: концепт, пословица, поговорка, лингвоконцептология, лингвокультура, оценка, ценность
ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТИ А.А. КАБАКОВА «НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ»
Анализируются образы пространства в повести А.А. Кабакова «Невозвращенец». Сочетание стихии
амбивалентного смеха и псевдокарнавала, базирующегося на страхе, ложатся в основу описания пространства и построения сюжета.
Ключевые слова: пространство, локус, антиутопия, «Невозвращенец», А.А. Кабаков
CТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОЛОГИЗМОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Рассматриваются структурные и семантические особенности неологизмов, тематически связанных с пандемией коронавируса, в современном немецком языке.
Ключевые слова: немецкий язык, неология, неологизм, словообразование, словосложение, сокращение,
аббревиатура, конверсия, префиксация, заимствование, англицизм, синонимия, синоним
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА И А.П. ЧЕХОВА
Описываются виды модификаций, используемые Д.Н. Маминым-Сибиряком и А.П. Чеховым. Рассматривается семантика фразеологических единиц, используемых в художественном тексте, а также анализируются структурно-семантические модификации фразеологизмов.
Ключевые слова: семантика, фразеологическая единица, изменение компонентного состава фразеологизма, структурная модификация фразеологизма, семантическая модификация устойчивых единиц
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ХРОНОТОП» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА В ШКОЛЕ
Анализируется своеобразие художественного метода О. Мандельштама, на основе сделанных выводов даются методические рекомендации, затрагивающие детальное рассмотрение хронотопа произведений поэта. Предложены рекомендации по организации урока изучения хронотопа поэзии О. Мандельштама.
Ключевые слова:
Ключевые слова: хронотоп, художественное пространство, художественное время; творчество О. Мандельштама, методика преподавания литературы, методические рекомендации, изучение О. Мандельштама в школе
РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОГО ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭМЕ АННЫ АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ»
Предпринимается попытка анализа типологического сходства античного образа матери-Деметры и героини
поэмы «Реквием» А. Ахматовой. Основой для сопоставления становятся страдания и мучения матерей,
потерявших своих детей. Выявляются особенности рецепции античного образа матери в художественном сознании русской поэтессы.
Ключевые слова: рецепция, образ матери, типологическое сходство, поэма «Реквием», христианский сюжет
Философские науки
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ АНГЕЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Поднимаются проблемы реинтерпретации и переосмысления образа ангела в современном искусстве. Проводится исследование культурологической проблематики на художественном материале разных видов искусства. Исследуются различные аспекты переосмысления ангелического образа с точки зрения 1) эволюции образа от древности до наших дней; 2) специфики восприятии и истолковании его современным постмодернистским искусством.
Ключевые слова: ангел, образ, художественная интерпретация, современное искусство, постмодернизм