№ 6 (35) 2020
20.11.20г.
Выходные данные:
6(35.1)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 390Kb
Биологические науки
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ИНТРОДУЦЕНТЫ В ОЗЕЛЕНЕНИИ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
Анализируются хвойные растения интродуценты, используемые в озеленении города Волгограда. Выявляются примеры хвойных пород, наиболее устойчивые к произрастанию в урбанизированной среде степной зоны, а также приводится их морфология и декоративные свойства.
Ключевые слова: хвойные растения, интродуценты, степная зона, озеленение, ассортимент
Загрузить | PDF, 604Kb
Исторические науки
ПРОБЛЕМА РОЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТАЛИНГРАДА В ПОСЛЕВОЕННОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТРУДАХ ВОЛГОГРАДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Анализируются труды волгоградских исследователей по проблеме роли технических кадров в восстановлении промышленности Сталинграда в 1943–1950 гг. Дается оценка научного потенциала работ, выявляются перспективные направления исследований по изучаемой теме.
Ключевые слова: историография, восстановительный период, техническая интеллигенция, производственный процесс, промышленность, Великая Отечественная война
Загрузить | PDF, 607Kb
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУРСКОЙ БИТВЫ
Рассматривается современный этап исследований, посвященных Курской битве. Охарактеризованы основные исследования по проблематике российских ученых в хронологической последовательности.
Ключевые слова: Курская битва, Великая Отечественная война, историография, исследование, Прохоровка.
Загрузить | PDF, 595Kb
Педагогические науки и психология
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Рассматриваются причины и особенности межличностных конфликтов среди подростков. Представлены результаты исследования уровня конфликтности подростков и способов их поведения в конфликтных ситуациях.
Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, конфликт, конфликтность, межличностный конфликт
Загрузить | PDF, 611Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Представлены материалы, касающиеся такой важной для процесса обучения проблемы, как экзаменационный стресс, который может негативно отразиться не только на учебных результатах учащихся, но и привести к серьезным нарушениям в их эмоциональной сфере. Приводятся и анализируются исследовательские данные, полученные на основе диагностической работы. Предпринята попытка создания специальной программы, направленной на оказание психологической помощи старшеклассникам, предрасположенным к экзаменационному стрессу.
Ключевые слова: старшеклассник, экзаменационный стресс, психологическая самоподдержка, стрессовый ответ организма, стрессоустойчивость личности
Загрузить | PDF, 646Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ В 8–9 КЛАССАХ
Статья посвящена аутентичным материалам, которые используются в процессе формирования умений чтения в 8–9 классах. Рассматриваются основные дефиниции понятия «аутентичные материалы», требования к аутентичным текстам и их преимущества в процессе обучения чтению. Предлагаются методические рекомендации по использованию аутентичных материалов в обучении чтению в 8–9 классах.
Ключевые слова: аутентичность, аутентичные материалы, аутентичные тексты, чтение, методические рекомендации
Загрузить | PDF, 638Kb
ФАКТОРЫ СОХРАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Представлен краткий обзор современных исследований, посвященных возрастным когнитивным изменениям. Описываются структурные и функциональные изменения головного мозга, а также роль физиологических и средовых факторов, способствующих успешному нейрокогнитивному старению, в частности сохранению кристаллическому интеллекту. Рассматриваются модели, объясняющие компенсаторные возможности в пожилом возрасте.
Ключевые слова: подвижный интеллект, кристаллический интеллект, когнитивное старение, пожилой возраст, когнитивный резерв, образ жизни
Загрузить | PDF, 605Kb
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раскрывается сущность управленческой культуры и необходимость ее формирования сегодня у современных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Особое внимание уделено вопросу организации процесса формирования управленческой культуры у заведующих ДОУ.
Ключевые слова: управленческая культура, культура управления, культура управленческой деятельности, менеджер образования, педагогическая культура руководителя, система управления коллективом
Загрузить | PDF, 588Kb
ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЗМА В СОДЕРЖАНИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются сущность и виды понятия «элемент историзма», его роль в формировании познавательного интереса и развитии личности ребёнка. Статья посвящена анализу возможностей дополнения содержания начального математического образования элементами историзма. Авторами представлены результаты анализа включенности историзмов в содержание трёх учебно-методических комплектов из Федерального перечня, допущенных к использованию в общеобразовательных школах в настоящее время.
Ключевые слова: элемент историзма, обучение математике, познавательный интерес, учебно-методический комплекс «Школа России», учебно-методический комплекс «Перспектива», учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»
Загрузить | PDF, 602Kb
МЕТОДИКА РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРОСТОЙ МЕТАФОРОЙ
Рассматривается метафора как особый тип тропа, благодаря употреблению которого речь человека становится выразительной. Изучение простой метафоры в начальной школе – важный процесс, осуществляемый в определённой последовательности.
Ключевые слова: простая метафора; троп; ознакомительный, практический, творческий этапы изучения метафоры; приёмы изучения метафоры
Загрузить | PDF, 605Kb
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ X–XI КЛАССОВ (на примере ГУО «Средняя школы № 27 г. Гродно»)
Создание модели мониторинга успеваемости учащихся является необходимым и эффективным управленческим механизмом, обеспечивающим достижение реальных результатов, соответствующих современным запросам общества и государственным стандартам. Конкретизированы понятия «контроль», «диагностика», «мониторинг». Предложена модель организации мониторинга успеваемости учащихся в учреждении общего среднего образования.
Ключевые слова: мониторинг, контроль, диагностика, модель мониторинга, учащиеся, образовательные результаты
Загрузить | PDF, 739Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ
Анализируются особенности формирования образа успешного человека у подростков. Рассматриваются исследования, посвященные изучению представлений подростков об успехе и образе успешного человека. Исследуются представления подростков об образе успешного человека в современном обществе.
Ключевые слова: образ успешного человека, успех, успешность, подростковый возраст, самореализация подростка, социализация подростка
Загрузить | PDF, 730Kb
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Рассматривается явление общественной жизни – криминальная субкультура. Выявляются особенности ее влияния на подростков и исследуются факты проявления криминальных ценностей.
Ключевые слова: криминальная субкультура, криминальные ценности, подростки, современное общество, ассоциативные наклонности
Загрузить | PDF, 853Kb
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Представляется опыт использования сетевого учебного проекта “Вось такі ён штукар – назоўнік-уладар!” для достижения целей образования по предмету “Беларуская мова” на I ступени общего среднего образования. Обращается внимание на то, что в ходе проведения экспериментального исследования эффективности использования учебного сетевого проекта у учащихся значительно возросли показатели в области познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.
Ключевые слова: сетевой учебный проект, Купаловские проекты, учащиеся I ступени общего среднего образование, универсальные учебные действия, белорусский язык
Загрузить | PDF, 602Kb
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Описывается организация диагностического обследования уровня сформированности диалогической речи у детей с ОНР и система работы по развитию диалогической формы речи у данной категории дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, диалогическая речь, дошкольники с общим недоразвитием речи, коррекционно-логопедическая работа, игровая деятельность
Загрузить | PDF, 618Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются проблемы внедрения инноваций в систему дошкольного образования. Обоснована роль инновационной деятельности в профессиональном развитии воспитателей детских садов. Особое внимание уделено вопросу формирования готовности педагогов к внедрению инновационной деятельности в ДОУ.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, инновационная деятельность, профессиональная компетентность, инновационная образовательная среда, дошкольное образование
Загрузить | PDF, 586Kb
Филологические науки
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ‘DEADLINE’ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ (на материале социальной сети «ВКонтакте» и интернет-ресурса “TheQuestion”)
Анализируется концепт ‘Deadline’, бытующий в студенческом сленге. Материалом анализа послужили высказывания студентов в сети Интернет («ВКонтакте» и “TheQuestion”). Проанализировано свыше 130 контекстов словоупотребления лексемы ‘дедлайн’. Выявлены когнитивные признаки, метафорические модели. Определено шесть семантических групп, в которых реализуется ценностное и образное содержание данного концепта.
Ключевые слова: концепт, deadline, когнитивные признаки, метафорические модели, структура концепта
Загрузить | PDF, 658Kb
НАЗВАНИЯ ИСПАНСКИХ И РУССКИХ КИНОФИЛЬМОВ: СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Определяется роль и место названий кинофильмов в системе имен собственных. Проводится структурно-семантический (ономасиологический) анализ названий испанских и русских кинофильмов. Дается сопоставительная характеристика принципов и способов номинации кинофильмов.
Ключевые слова: ономастика, фильмоним, ономасиологический анализ, способ номинации, принцип номинации
Загрузить | PDF, 615Kb
КВАЛИФИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СО СЛОВОМ “鼻子/НОС” В КИТАЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ
Описывается квалификативная функция китайских и русских фразеологизмов со словом “鼻子/нос”. Определяются параметры человека как члена этнокультурного сообщества, которые получают квалификацию при помощи данных единиц.
Ключевые слова: квалификативная функция, фразеологизм со словом “鼻子/нос”, китайский язык, русский язык, сопоставление
Загрузить | PDF, 721Kb
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КАК СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
Рассматривается классификация структурно-семантических изменений фразеологических единиц. Анализируются изменения фразеологических единиц в рекламных текстах. Модифицированные фразеологические единицы исследуются как средства языковой выразительности.
Ключевые слова: фразеологическая единица, модификация фразеологизма, структурно-семантическое изменение, средство выразительности, рекламный текст
Загрузить | PDF, 623Kb
ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «БРАК» В ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ АНГЛИЙСКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Проведен паремиологический анализ концепта «брак» в английской и французской лингвокультурах. Выявлены несколько семантических групп пословиц и поговорок, отражающих различные стороны брачных отношений. На материале паремий установлены общие и специфические для рассматриваемых лингвокультур характеристики концепта «брак».
Ключевые слова: концепт, брак, пословицы и поговорки, английская лингвокультура, французская лингвокультура
Загрузить | PDF, 620Kb
Экономические науки
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается специфика направлений формирования и особенности развития предпринимательской деятельности в образовательных организациях Волгоградского региона. Выявляются особенности предпринимательской деятельности образовательных организаций Волгоградской области. Определена стратегия социально-экономического развития Волгоградской области.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, образовательные организации, направления предпринимательской деятельности, стратегия развития, образовательные услуги
Загрузить | PDF, 606Kb
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Рассматриваются методы оценки основных средств в бухгалтерском и налогом учете. Выявляются основные вопросы при оценке и документальном оформлении хозяйственных операций с основными средствами, требующие усовершенствования законодательства, а также пути повышения качества бухгалтерской информации при проведении оценки основных средств.
Ключевые слова: основные средства, бухгалтерский учет, налоговый учет, организация учета, оценка
Загрузить | PDF, 631Kb
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются особенности формирования предпринимательской деятельности в образовании. Дается определения понятиям, связанных с данной тематикой. Приводятся основные выводы по тематике предпринимательской деятельности в сфере образования.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность в образовании, бизнес структура, особенности предпринимательской деятельности, подготовка специалистов по предпринимательству
Загрузить | PDF, 582Kb

Свидетельство о регистрации