Выходные данные:
5(40)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Географические науки
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОГО РЕЖИМА РЕКИ ОНИКС (долина Райт, Антарктида)
Анализируется водный режим реки Оникс за период 1969–2018 гг. Для этого используются данные водомерных наблюдений антарктических программ Новой Зеландии и США. В результате определены средние годовые значения стока реки Оникс, рассчитаны основные характеристики стока, построены гидрографы стока за исследуемый период, выполнена оценка долгосрочных изменений в динамике годового стока методом линейной регрессии, проверена ее статистическая достоверность.
Ключевые слова: ледник, озеро, водомерный пост, водный режим, гидрограф, расход воды, сезон стока, динамика стока.
Исторические науки
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ЗЕМЛЯХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ПОЯВЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Анализируются работы современных историков по проблеме этнического разнообразия в землях восточных славян раннего средневековья. Поднимаются вопросы формирования государственности, влияния различных этносов на политогенез и их взаимодействие между собой. Рассматриваются варианты происхождений
этнонимов. Затрагивается вопрос общественно-политического развития славянских племен.
Ключевые слова: этнос, политогенез, государственность, славяне, русь, племя
ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННЫХ АНТИНОРМАНИСТОВ
Обозреваются точки зрения современных историков-антинорманистов по вопросу этнической
принадлежности племени русь, ее первоначального географического расположения.
Ключевые слова: племя русь, варяги, вагры, ободриты, ругии, восточные славяне, южная Балтика, гаплогруппа
Педагогические науки
ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается языковое образование как один из ведущих компонентов для успешного развития личности. Отмечается значимость и необходимость изучения иностранного языка с младшего школьного возраста. Рассматривается коммуникативная функция языкового образования. Представлены возможности общеобразовательных дисциплин, которые находятся в межпредметном взаимодействии с иностранным языком и помогают расширить сферу освоения иностранного языка в образовательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: языковое образование, начальная школа, иностранный язык, коммуникация,
образовательный процесс, межпредметные связи, развитие личности
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается процесс формирования исследовательских умений в школьном курсе биологии. Определяется значимость формирования исследовательских умений и возможности школьного курса биологии для их развития. Раскрывается потенциал темы «лекарственные растения Волгоградской области» при изучении на уроках биологии.
Ключевые слова: исследовательские умения, формирование умений, педагогические задачи, умения, исследование, лекарственные растения
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлен анализ проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей в дошкольном возрасте.
Обоснована роль игровой деятельности в формировании эмоционального интеллекта детей. Особое
внимание уделено разработке и экспериментальной апробации модели процесса формирования
эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, психоэмоциональное развитие детей, эмоциональные проявления, эмпатия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА ХРОНОЛИНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (на примере «Судового журнала миссионерской плавучей церкви “Святитель Иннокентий”» Н. Агафонова)
Рассматривается вопрос применения хронолинии на уроках литературы как инновационного приёма. Приводится пример использования данного приёма на уроке в старших классах, посвященного изучению духовной литературы, а именно «Судового журнала миссионерской плавучей церкви “Святитель Иннокентий”» Н. Агафонова.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, инновационные технологии, клиповое мышление, хронолиния, «ОСЗ. Хронолайнер», ИКТ
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются особенности применения метода коммуникативных игр как средства формирования навыков межкультурного общения на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Представляется разработка серии коммуникативных игр для УМК “Spotlight 8”.
Ключевые слова: развитие личности ребенка, иностранный язык, английский язык, коммуникативные игры, игры на уроках английского языка, ролевые игры, социальные роли, УМК “Spotlight 8”
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
Выявляются возможности проектных технологий в формировании познавательного интереса. Рассматривается тематика проектов, используемых в школьном курсе «Общая биология», для формирования у учащихся данного личностного образования, а также анализируется их эффективность.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, проекты, проектные технологии, образовательные технологии
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРАНТОВ: ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ
Раскрывается понятие коммуникативной компетенции и специфика её развития в магистратуре в процессе обучения иностранному языку. Анализируются основные компоненты коммуникативной компетенции: лингвистический, социолингвистический и прагматический. Приведены результаты самооценки сформированности коммуникативной компетенциями магистрантами Волгоградского государственного
социально-педагогического университета в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной коммуникации».
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лингвистический компонент, социолингвистический компонент, прагматический компонент, коммуникация, общепрофессиональные компетенции магистранта
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ
Процесс внедрения инклюзивного образования требует объединения всех направлений научных исследований и создания специфической системы мониторинга, которая бы удовлетворяла запросы руководителей образовательных систем и работников методических служб на своевременную, полную, адекватную информацию о развитии инклюзивного образования и процессе построения инклюзивной
образовательной среды в школе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, мониторинг инклюзивного образования, принципы, объекты и субъекты мониторинга, виды мониторинга, процедура подготовки и проведения мониторинга, результаты мониторинга
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА
Анализируются особенности мотивации студентов в высших учебных заведениях как элемент их профессионализации Представлены результаты исследования особенностей учебно-профессиональной мотивации, характерных для студентов второго курса.
Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, студент, мотив, образование, профессия
Психологические науки
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СФЕРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Проведено исследование особенностей различия эмоционального интеллекта среди юношей и девушек, обучающихся в Волгоградском социально-педагогическом университете, которое в дальнейшем может помочь в разработке рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная культура, эмоциональный интеллект, личность, гендерные различия, Н. Холл
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения адаптации молодого педагога дошкольной образовательной организации. Описаны актуальные условия и факторы процесса профессиональной адаптации. Выявлены факторы, препятствующие эффективности данного процесса. Автор делится опытом организации процесса адаптации в условиях психологической службы в дошкольной образовательной организации (ДОУ).
Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодой педагог, психологическая адаптация, трансактный анализ, арт-терапия, тренинги
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
Рассматривается саногенное мышление. Актуализируется саногенное мышление у подростков. Выявляется,
что необходимо для развития саногенного мышления. Выделяются типы подростков с чертами саногенного мышления.
Ключевые слова: саногенное мышление, патогенное мышление, психологическое и соматическое здоровье, подросток, эмоции, рефлексия, управление поведением
Физическая культура и спорт
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА
Спортивное ориентирование рассматривается как один из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне волевых и эмоциональных напряжений. Для воспитания физических качеств и развития когнитивных функций применяют информационные технологии. Сотрудничество тренера и «компьютера» делает спортивное ориентирование более доступным
для понимания различным категориям учащихся и улучшает качество его усвоения.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, информационные технологии, программные средства, игра-тренажер, техническая подготовка
Филологические науки
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ГОР И ОБЛАКОВ В РОМАНЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ «ПЕТЕР КАМЕНЦИНД»: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
На материале романа немецко-швейцарского писателя прошлого века Германа Гессе «Петер Каменцинд»
рассматривается персонификация как фигура речи, активно используемая в данном произведении.
Установлено, что наиболее часто в этом романе персонифицируются горы и облака. Выявлен высокий прагматический потенциал персонифицируемых природных явлений. Определены их ассоциативные признаки.
Ключевые слова: персонификация, автор, читатель, текст, текстовой пассаж, эмоция, чувство
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ ЕВГЕНИЯ ЛУКИНА «СЛЕПЫЕ ПОВОДЫРИ»
В статье с точки зрения проблемы патриотизма анализируется текст произведения «Слепые поводыри»
Евгения Лукина. Выявляется развитие патриотических чувств героев и автора через описания,
диалоги и мысли персонажей. Определяется исходная и финальная позиция героев и автора в сфере любви к Родине.
Ключевые слова: Е. Лукин, «Слепые поводыри», фантастика, патриотизм, образная система произведения, лексическая характеристика персонажей, проблема Родины, сравнительная характеристика персонажей
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО МУЖА И ЖЕЛАЕМОЙ ЖЕНЫ НОСИТЕЛЯМИ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО ЭТНОЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
Описывается экспериментальное исследование семантического портретирования желаемого мужа и желаемой жены носителями китайского и русского этноязыкового сознания. Выявляются интегральные
и дифференциальные признаки китайских и русских семантических портретов данных персон.
Ключевые слова: антропологическая лингвистика, лингвоконцептология, концепт «婚姻/брак», семантическое портретирование, анкетирование
ФЕМИНИТИВЫ И ГЕНДЕРНО-НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В СФЕРЕ ИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (на материале немецкого языка)
Рассматриваются особенности употребления феминитивов и гендерно-нейтральной лексики
в сфере обозначения профессий в современном немецком языке.
Ключевые слова: немецкий язык, гендерная лингвистика, феминизм, феминитив, гендерно-нейтральная лексика, андроцентризм
Химия
ВЛИЯНИЕ НАНОЧАСТИЦ НА АКТИВНОСТЬ АМИЛАЗ РАЗЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Дана общая оценка развития нанотехнологий на современном этапе. Приведены данные о потенциальном риске присутствия наночастиц в окружающей среде и технологических средах. Рассмотрено влияние наночастиц диоксида титана и многослойных углеродных нанотрубок на активность амилаз растительного
и микробного происхождения. Отмечена целесообразность изучения влияния наночастиц
оксида алюминия на амилолитическую способность ферментов и результаты процессов пивоварения, базирующихся на ферментативном катализе.
Ключевые слова: нанотехнологии, наночастицы, влияние на биообъекты, амилолитическая способность, активность амилаз
Юридические науки
ПРАВОВАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Анализируется правовая и психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения.
Рассматриваются нормы, нарушаемые девиантным поведением.
Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, отклонение, негативная девиация, позитивная девиация, преступность
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Анализируется система нормативно-правового регулирования профилактики преступности
несовершеннолетних в Российской Федерации. На основе данного анализа определяется
роль и место образовательных организаций в ее предупреждении.
Ключевые слова:
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, образовательные организации, органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних