№ 5 (52) 2023
13.10.23г.
Выходные данные:
5(52)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 5797Kb
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского "Воспитание в моральном климате памяти"
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 7–9 ЛЕТ К ИСТОКАМ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Приобщение детей к истокам мордовской культуры – одна из основных задач воспитания и обучения. Важное значение имеют условия, способы и методы работы по данному направлению. Обосновывается сущность, значимость приобщения детей, а также раскрываются труды известных личностей, занимающихся данным вопросом.
Ключевые слова: дети, мордовская культура, фольклор, игра, народное творчество
Загрузить | PDF, 255Kb
Географические науки
ОПАСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕТРА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Выполнено исследование характеристик ветра на территории Калужской области за период 2018–2022 гг. Установлено, что чаще всего опасные скорости ветра наблюдаются на метеостанции Калуга. Скорость такого ветра составляет 22 м/с. Наибольшей повторяемостью отличается западно-юго-западное направление ветра и наблюдается также на метеостанции Калуга.
Ключевые слова: опасное метеорологическое явление, скорость ветра, направление ветра, повторяемость, ветровой режим, очень сильный ветер
Загрузить | PDF, 890Kb
Государственное и муниципальное управление
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты деятельности органов местного самоуправления в сфере формирования благоприятной городской среды. Подчеркивае тся важность данной работы для прекращения оттока молодежи из малых городов России, обеспе чивающих единство и взаимосвязанность огромных российских территорий. В качестве эффективной меры благоустройства городской среды предлагается использование внебюджетных источников финансирования муниципальных программ, а также обмен опытом между муниципалитетами с учетом природно-климатических особенностей.
Ключевые слова: благоустройство, городская среда, инфраструктура, местная администрация, национальный проект
Загрузить | PDF, 270Kb
Исторические науки
БРИТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ХАРАКТЕРНЫЕ МОТИВЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Исследуется опыт британской военной пропаганды в свете «новаторских» решений в области ее реализации. Дается типология мотивов, характерных для пропаганды Великобритании в 1914–1918 гг.; сюжетов, ставших впоследствии наиболее типовыми и сохранившихся в практически неизменной форме в пропаганде до наших дней. Рассматриваются механизмы воздействия указанных мотивов на массовое сознание, психику индивида и социальный климат в Великобритании.
Ключевые слова: Британская военная пропаганда, Первая мировая война, структура, мотив, образ, воздействие
Загрузить | PDF, 289Kb
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Работа подчеркивает необходимость использования наглядности на уроке истории. Приведены мнения методистов об использовании художественных источников на уроках истории. Рассмотрены основные виды исторических и учебных картин, выделены главные методы работы с картиной на уроке. Сделаны выводы об эффективности применения наглядных методов на уроке истории.
Ключевые слова: наглядность, картина, история России, методы преподавания, урок
Загрузить | PDF, 241Kb
Педагогические науки
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ СЮЖЕТОВ
Рассматривается грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Описывается методика по формированию грамматического строя речи с помощью создания анимационных сюжетов.
Ключевые слова: грамматический строй речи, общее недоразвитием речи, тестопластика, анимационные сюжеты, нетрадиционные методы
Загрузить | PDF, 265Kb
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Рассматривается возможность применения интерактивных мультимедиа презентаций в процессе коррекции связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказок. Описываются преимущества использования интерактивных мультимедиа презентаций по сравнению с традиционными средствами.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь, сказки, ИКТ, презентации
Загрузить | PDF, 270Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Рассматривается возможность и преимущества применения информационно-коммуникационных технологий для повторения и закрепления пройденного материала дома в процессе профилактики дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр. Описываются способы связи логопеда с родителями дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, взаимодействие с родителями, дидактическая игра, ИКТ
Загрузить | PDF, 260Kb
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (на материале изучения имени существительного)
Рассмотрены возможности онлайн-платформ и их применение в обуче нии младших школьников русскому языку. Представлено лингвометодическое обоснование изучаемой проблемы: анализ лингвистической, педагогической, методической, учебной литературы. Описано экспериментальное обучение с использованием онлайн-платформы «Яндекс. Учебник». В процессе проведения качественного и количественного анализа результатов эксперимента доказана эффективность использования данного электронного ресурса в практике начальной школы.
Ключевые слова: онлайн-платформа, преимущества, средства реализации, экспериментальное обучение, этапы, качественный и количественный анализ
Загрузить | PDF, 385Kb
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Обосновывается важность проблемы речевой активности детей младшего дошкольного возраста и ее роли в речевом развитии детей, а также в становлении их коммуникативной способности. Сделан вывод о том, что повышение речевой активности становится стимулом для самостоятельного и инициативного освоения родного языка, в его единстве и многообразии форм и отношений. Доказана эффективность работы по обучению послоговому чтению в стимуляции речевой активности детей 3-4 лет с задержкой речевого развития.
Ключевые слова: речевая активность, речевая деятельность, овладение родным языком, подход Н.А. Зайцева, послоговое чтение, задержка речевого развития
Загрузить | PDF, 266Kb
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема зависимости от компьютерных игр и социальных сетей в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Выделены причины и признаки возникновения игровой компьютерной зависимости, а также стадии формирования игровой компьютерной зависимости у младших школьников.
Ключевые слова: зависимость от социальных сетей, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости, аддиктивное поведение, интернет-аддикция
Загрузить | PDF, 249Kb
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С БИОГРАФИЕЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Описаны основные особенности биографии русских писателей. Выявлена связь ознакомления биографии русских писателей с содержанием произведения. Представлен сравнительный анализ учебников и учебных пособий по литературному чтению с целью выявления объёма и содержания материала о биографиях писателей. Представлена методика выявления уровня знаний младшими школьниками биографии русских писателей.
Ключевые слова: биография русских писателей, идея произведения, анализ произведения, анализ учебников, методика ознакомления с биографией писателя
Загрузить | PDF, 249Kb
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Рассматривается вопрос формирования навыков беглого чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе логопедической работы. Теоретически определен и практически обоснован процесс логопедической работы по формированию навыков беглого чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, беглое чтение, тяжелые нарушения речи, младшие школьники, навыки чтения, речь
Загрузить | PDF, 245Kb
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раскрываются теоретические основы формирования и обучения чтению школьников, имеющих общее недоразвитие речи. Рассматриваются ключевое понятие «чтение», особенности формирования процесса чтения у школьников с общим недоразвитием речи. Описывается важность обучения навыков чтения у школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: младшие школьники, чтение, общее недоразвитие речи, навык чтения, интонационная сторона чтения, специфические ошибки
Загрузить | PDF, 243Kb
ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раскрываются теоретические и методические основы развития атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением изотерапии.
Ключевые слова: изотерапия, общее недоразвитие речи, атрибутивный словарь, дошкольный возраст, арт-терапия
Загрузить | PDF, 245Kb
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ПЕРЕСКАЗА
Описывается обучение младших школьников с общим недоразвитием речи пересказу текста по плану, как следствие развития связной речи. Перечислены некоторые методы обучения пересказу текст по плану младших школьников с ОНР. Освещаются необходимые требования к пересказу, а также раскрывается подходящая форма занятий.
Ключевые слова: ОНР, пересказ, младшие школьники, связная речь, речевое высказывание
Загрузить | PDF, 243Kb
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Рассматривается возможность применения интерактивной доски в процессе формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи. Описываются преимущества использования интерактивной доски по сравнению с традиционными средствами.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети, связная речь, ИКТ, интерактивная доска
Загрузить | PDF, 246Kb
Психологические науки
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Рассмотрена проблема влияния общения в социальных сетях на поведение подростков. Дана общая характеристика данного явления, описываются причины, её положительные и отрицательные последствия. Представлены результаты эмпирического исследования влияния социальных сетей на поведение подростка.
Ключевые слова: социальные сети, общение, подростковый возраст, подростки, контент, поведение
Загрузить | PDF, 477Kb
Филологические науки
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕЧЕВОЙ АГРЕССИЕЙ
Проводится анализ разработанных в науке определений «речевой аг рессии», исследуются ее признаки, а также связанные с ней правонарушения. Научная новизна статьи заключается в формулировании авторского определения «речевой агрессии» на основе изученной научной литературы и рассмотрении лингвистических аспектов правонарушений, связанных с ней.
Ключевые слова: речевая агрессия, инвективная лексика, оскорбление, правонарушения, лингвистические аспекты
Загрузить | PDF, 261Kb
ПРОСТЫЕ СРАВНЕНИЯ В РОМАНЕ П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР. ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ»: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
На материале романа немецкого писателя XX в. Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» установлена доминирующая роль простых сравнений среди компаративных конструкций, используемых в данном произведении. Определены функции простых сравнений. Доказано, что большинство простых сравнений используется для описания протагониста романа Гренуя.
Ключевые слова: Патрик Зюскинд, сравнение, классификация, роман, функция
Загрузить | PDF, 264Kb
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТАКТИКИ ОБВИНЕНИЯ В РЕЧИ НЕМЕЦКИХ ПОЛИТИКОВ (на материале дебатов в Бундестаге)
Рассматриваются стилистические средства, употребляемые в речи немецких политиков в ходе парламентских дебатов в Бундестаге, для реализации коммуникативной тактики обвинения.
Ключевые слова: политическая коммуникация, речевая стратегия, речевая тактика, стратегия дискредитации, тактика обвинения, метафора, гипербола, фразеологизм, сравнение
Загрузить | PDF, 322Kb
ЭКСПЛИКАНТЫ ЭМОЦИЙ В РОМАНЕ Э.М. РЕМАРКА «ТРИ ТОВАРИЩА»: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Анализируется роман Э.М. Ремарка «Три товарища» с целью установления лексем, выражающих эмоции, и определения их функций. Определяется целесообразность употребления данных лексических способов вербализации эмоций для передачи духа послевоенного времени и общего настроения протагонистов романа.
Ключевые слова: Э.М. Ремарк, эмоция, выражение эмоций, эмоционально-оценочная лексика, эмотив, функция
Загрузить | PDF, 281Kb
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ В НЕМЕЦКИХ РЕПОРТАЖАХ
Представлены результаты стилистического анализа текстов речевого жанра современных немецких репортажей. Выявлена специфика использования эмоционально-оценочной лексики. Установлена частотность употребления эмоционально-оценочных лексических единиц и стилистических средств в немецких репортажах.
Ключевые слова: оценка, репортаж, словарный состав языка, стилистические средства, текст, эмоционально-оценочная лексика
Загрузить | PDF, 285Kb
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются современные требования к построению заданий. Анализируются учебно-методические комплексы по русскому языку и выявляются недостатки в представлении материала на закрепление фразеологии. Предлагается комплексное упражнение на усвоение и закрепление материала по фразеологии в школьном курсе русского языка.
Ключевые слова: фразеологическая единица, фразеология, комплексное упражнение, современная сказка, компетенции, критическое мышление
Загрузить | PDF, 259Kb
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОЭТИКЕ ПРОЗЫ Н.П. ВАГНЕРА
Рассматривается специфика организации художественного пространства произведений Н.П. Вагнера. Выявляется особая роль функционирования фантастического пространства в структуре произведений. Демонстрируется своеобразие избранных произведений посредством осмысления наиболее значимых предметных составляющих пространства.
Ключевые слова: фантастическое пространство, реальное пространство, ирреальное пространства, хронотоп, Вагнер
Загрузить | PDF, 238Kb

Свидетельство о регистрации