№ 4 (57) 2024
25.07.24г.
Выходные данные:
4(57)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 5785Kb
Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Предложены эффективные средства и приемы формирования экологической культуры и организации успешного процесса экологического воспитания посредством эколого-развивающей среды у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эколого-развивающая среда, экологическая культура, экологизация пространства, экологический класс, экологическое воспитание
Загрузить | PDF, 265Kb
Географические науки
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОДОНИМОВ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Рассмотрена пространственная дифференциация улиц Дзержинского района г. Волгограда. Представлены результаты проведенных топонимических исследований на территории района. Произведен географический анализ годонимов в соответствии с разработанными критериями.
Ключевые слова: годонимы, улицы, городская застройка, рельеф, географические названия
Загрузить | PDF, 283Kb
Исторические науки
ВКЛАД Е.В. АНИСИМОВА В РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рассматривается монография Е.В. Анисимова «100 картин Русской истории», в которой впервые с точки зрения исторической репрезентации была проведена атрибуция исторических полотен, посвящённых Отечественной истории с периода зарождения Древнерусского государства до Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: картина, историк, Е.В. Анисимов, образ, исторические полотна
Загрузить | PDF, 1227Kb
ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ГЕНОЦИДА СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ В ГОДЫ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРХИВНОГО ПРОЕКТА «ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ ПРОТИВ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ.»
Проанализирована репрезентативность Федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», содержащего доказательства преступлений нацистов и их пособников в период Сталинградской битвы.
Ключевые слова: геноцид, Великая Отечественная война, Сталинградская битва, историческая память, история, нацисты, военные преступления, Федеральное архивное агентство
Загрузить | PDF, 247Kb
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ДИНАМИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX В.
Статья посвящена исследованию основных трендов немецкой экономики, характерных для II половины XIX в., включая промышленную и сельскохозяйственную динамику, биржевую обстановку, изменения внутри импортного и экспортного секторов. Отдельное внимание в статье уделяется роли имперского правительства в формировании тенденций экономического развития.
Ключевые слова: Германская империя, экономика, грюндерство, экспорт, промышленность, биржа
Загрузить | PDF, 286Kb
К ВОПРОСУ О САРАЙСКОЙ ЕПИСКОПИИ В УЛУСЕ ДЖУЧИ
Представлены результаты анализа основных вопросов, связанных с учреждением Сарайской епископии, их отражение в историографии и основные заключения о том, какое влияние Сарайская епископия оказала на характер ордынской внешней политики в отношении Русской православной церкви. Проведён сравнительный анализ историографии, анализ древнерусских летописей.
Ключевые слова: Улус Джучи, Сарайская епископия, хан Берке, митрополит, князь
Загрузить | PDF, 298Kb
ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЙ СВЯЗИ В ЦАРИЦЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ
Исследуются особенности организации почтово-телеграфной связи в Царицынской губернии в 1917–1925 гг., в условиях установления социалистического строя. Выделяются фазы развития связи в исследуемый период в рамках общего и регионального развития. Выдвигаются закономерности развития национальной связи после Октябрьской революции.
Ключевые слова: Царицынская губерния, почтово-телеграфная связь, большевики, Гражданская война, Декреты советской власти
Загрузить | PDF, 284Kb
Педагогические науки
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БАСЕН НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Анализируются методы и приемы освоения младшими школьниками жанра басни. Выявляются наиболее распространенные из них: обсуждение моральных уроков, театрализация, сравнение, сочинение продолжения, иллюстрации и рисование. Описываются результаты экспериментального исследования по выявлению уровня понимания младшими школьниками содержания и иносказательного смысла басен.
Ключевые слова: литературное чтение, жанр басни, экспериментальное исследование, эффективные приемы, младшие школьники
Загрузить | PDF, 226Kb
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
Рассматриваются вопросы, связанные с применением интерактивных технологий в процессе проведения дополнительных занятий по иностранным языкам со школьниками. Выявляются возможности и положительные аспекты использования интерактивных приложений в процессе изучения нового языка. Составляется сравнительная характеристика наиболее распространенных из них. Приводятся результаты опроса учеников о преимуществах и недостатках использования интерактивных приложений в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные приложения, цифровизация, образовательный процесс, школьники
Загрузить | PDF, 393Kb
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
Рассмотрено понятие «личностные результаты» в научной литературе и ФГОС. Выделены основные направления в контексте требований к формированию личностных результатов при обучении истории в школе, а также проанализированы пути формирования данной категории результатов.
Ключевые слова: личностные результаты, личностный подход, обучение, история, ФГОС, школьное образование
Загрузить | PDF, 242Kb
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТИ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА РОМАНА-АНТИУТОПИИ Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ» В 11-М КЛАССЕ
Рассматривается методика работы с нейросетью Кандинский 3.0 в процессе изучения антиутопического романа Е.И. Замятина «Мы» в 11-м классе.
Ключевые слова: нейросети, антиутопия, методика обучения литературе, ИКТ, Е.И. Замятин
Загрузить | PDF, 670Kb
ВОПРОСЫ БИОТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
Анализируется содержание учебников и школьных программ по биологии. Представлен проект по биотехнологии «Изучение особенностей клонального микроразмножения росянки круглолистной» и разработан элективный курс «Современная биотехнология» для учащихся 10–11-х классов по биологии.
Ключевые слова: биология, биотехнология, метод проектов, элективный курс, эксперимент
Загрузить | PDF, 399Kb
ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У УЧЕНИКОВ 8–9 КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Рассматривается проблема формирования положительной мотивации у школьника к изучению иностранного языка. Описываются подходы к определению термина «геймификация», анализируется потенциал геймификации в образовательной сфере и способы внедрения в учебный процесс. Представлена собственная разработка средства повышения мотивации к учебной деятельности при помощи геймификации.
Ключевые слова: геймификация, мотивация, учебная деятельность, школа, подростки
Загрузить | PDF, 265Kb
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ СЕМАНТИКИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ
Рассматривается необходимость усвоения младшими школьниками многозначных слов. Работа необходима для развития речи младших школьников. Раскрываются различные подходы, осуществляемые на уроках русского языка в начальной школе для освоения учениками семантики многозначных слов.
Ключевые слова: развитие речи, определение значения многозначности, методика развития речи, лексикографическая работа, работа с понятиями
Загрузить | PDF, 253Kb
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Представлен теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная проблема приобретает актуальность в свете увеличения числа детей, имеющих особые образовательные потребности и необходимостью организации коррекционно-развивающей работы в процессе подготовки к школьному обучению и адаптации в окружающем мире.
Ключевые слова: экологическое воспитание, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа, подготовка к школьному обучению, особые образовательные потребности, инновации в инклюзивном образовании
Загрузить | PDF, 241Kb
ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА РЕКИ ВОЛГА НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ»
Описываются физические свойства и социально-экономическое значение реки Волга на основе анализа произведения А.Т. Твардовского «За далью – даль». Рассматриваются возможности использования междисциплинарного подхода при изучении географии.
Ключевые слова: литературная география, географический образ, река Волга, междисциплинарный подход, анализ произведения
Загрузить | PDF, 245Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Проведено исследование учебников в электронном виде. Дается интерпретация определения «Электронный учебник» в контексте данной статьи. Выявляется влияние электронных учебников на мотивацию школьников среднего звена. Проводится оценка влияния на результаты обучения английскому языку. Изучается мнение педагогов и обучающихся, выявляются преимущества и недостатки использования электронных учебников в учебном процессе.
Ключевые слова: электронные учебники, образование, технологии, дидактический материал, преподавание английского языка
Загрузить | PDF, 255Kb
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучены особенности восприятия дошкольников. Охарактеризованы формы, методы и направления конструктивной деятельности. Определены уровни сформированности восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Реализована коррекционно-педагогическая работа по развитию восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством конструктивной деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, умственная отсталость, восприятие как психологический процесс, конструктивная деятельность, коррекционная работа
Загрузить | PDF, 264Kb
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена проблеме логико-математического развития дошкольников средствами современных образовательных технологий. Раскрыта и обоснована роль инновационных STEM-технологий в математическом развитии детей. Особое внимание уделено организации процесса логико-математического развития детей дошкольного возраста с помощью робототехники.
Ключевые слова: математическое развитие, логико-математическое развитие, инновационные технологии, STEM-технологии, робототехника, мини-робот “Bee-Bot” («Умная пчела»)
Загрузить | PDF, 252Kb
Психологические науки
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Статья представляет собой теоретический анализ феноменов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением социализации старших подростков, в том числе во временном коллективе. Предложен инструментарий для исследования особенностей социализации старших подростков в условиях временного коллектива.
Ключевые слова: подростковый возраст, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, временный коллектив, структурная модель, наблюдение, анкета
Загрузить | PDF, 865Kb
Филологические науки
НЕКООПЕРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА (на примере публикаций из новостных интернет-сообществ)
Cтатья посвящена рассмотрению сущности кооперативных и некооперативных стратегий как важной составляющей любого интернет-дискурса. Авторами рассмотрено понятие «речевой стратегии», особенности интернет-дискурса. Приведены и проанализированы примеры использования кооперативных и некооперативных стратегий при общении в Интернете. Ключевые слова:
Ключевые слова: интернет-дискурс, кооперативные стратегии, некооперативные стратегии, речевая (коммуникативная) стратегия, коммуникативные тактики
Загрузить | PDF, 297Kb
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКЗОТИЗМЫ В ПОЭЗИИ Н. ГУМИЛЕВА: ОБРАЗ ЖИРАФА
Дается анализ образов животных в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева. Рассматривается художественная семантика анималистических экзотизмов в его поэзии на примере образа жирафа. Выявляется влияние образов поэзии Н.С. Гумилева на дальнейшее развитие анималистических образов в русской литературе.
Ключевые слова: Н. Гумилев, образ жирафа, анималистические образы, стихотворение, поэзия, семантика
Загрузить | PDF, 263Kb
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЖАНРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ (на материале романа Ю. Арабова «Столкновение с бабочкой»)
Исследуется художественная семантика образов пространства в жанре классического альтернативно-исторического романа на материале произведения Ю. Арабова «Столкновение с бабочкой». Пространственные модели рассматриваются в сравнении с топосами иных жанров, лежащих в основе альтернативной истории.
Ключевые слова: альтернативная история, пространство, утопия, антиутопия, фантастика, Ю. Арабов, топос
Загрузить | PDF, 275Kb
ТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН НАПРАВЛЕНИЯ «ХИП-ХОП» (на материале испанского языка)
Анализируются текстуальные трансформации, используемые в текстах испанских музыкальных произведений направления «хип-хоп». Описаны такие текстуальные явления, как просаподосис, этиология, присказка, подобие, тавтология, апиосесис, перифраз
Ключевые слова: хип-хоп, рэп, просаподосис, этиология, присказка, подобие, тавтология, апиосесис, перифраз
Загрузить | PDF, 290Kb

Свидетельство о регистрации