Выходные данные:
№5(22) 2018 XII Международный студенческий форум «С чего начинается Родина?»; Научная летняя психологическая школа «Молодые психологи-исследователи в образовании:
поиск ответов на вызовы современности»
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
XII Международный студенческий форум «С чего начинается Родина?»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Представлен опыт работы с семьей младшего школьника. Описано исследование по выявлению особенностей детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности младшего школьника.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, взаимоотношения в семье, уровень взаимоотношений в семье, формирование положительных
детско-родительских отношений в семье.
Библиографическая ссылка:
Вашута Ю.А. Детско-родительские отношения как важнейший фактор развития личности ребенка [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 5(22). С. 4-7. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537961751.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раскрывается потенциал использования лабораторных экспериментов в процессе экологического воспитания младших школьников. Для возможности проведения лабораторных экспериментов на уроках, были проанализированы учебная программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Человек и мир». Приведен пример экологического занятия младших школьников по изготовлению бумаги из вторичного сырья. Показано, что лабораторные эксперименты могут быть
эффективным средством познавательной работы и экологического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: краеведение, младшие школьники, экологическое воспитание, родной край, природа, лабораторные опыты.
Библиографическая ссылка:
Войтехович Д.И. Изучаем природу родного края: возможности использования лабораторных опытов в экологическом воспитании младших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 5(22). С. 8-11. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537961851.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Представлены результаты исследования особенностей карьерных ориентаций будущих педагогов-психологов и учителей физической культуры. На основании анализа полученных экспериментальных данных
делается вывод о различных направленностях карьерных ориентаций, а также о их различном взаимовлиянии с личностными факторами в испытуемых выборках.
Ключевые слова: карьерные ориентации, карьера, направленность личности, саморегуляция поведения.
Библиографическая ссылка:
Ерошенко А.А. , Федорова А.Г. Сравнительный анализ особенностей карьерных ориентаций будущих педагогов-психологов и учителей физической культуры [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 5(22). С. 12-14. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537961931.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ОПЫТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА УО «ГрГУ им. Я. КУПАЛЫ»
Представлен опыт гражданско-патриотического воспитания учащихся технологического колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», который интегрирует познавательные,
социально-практические, творческие виды деятельности в образовательном пространстве колледжа.
Ключевые слова: Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, общественные организации,
объединения по интересам, социально-культурное пространство.
Библиографическая ссылка:
Завадская С.Э. Опыт гражданско-патриотического воспитания учащихся технологического колледжа УО «ГрГУ им. Я. КУПАЛЫ» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 15-17. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537961999.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Рассматриваются основные подходы к пониманию защиты прав и интересов несовершеннолетних, роли и значимости ювенальной юстиции.
Ключевые слова: несовершеннолетние, защита прав и интересов ребенка, ювенальная юстиция, законность, правосудие, социальная защита семьи.
Библиографическая ссылка:
Красичков Д.С. Защита прав и интересов несовершеннолетних: социально-правовой аспект [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 5(22). С. 18-19. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962059.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Представлен анализ проблемы математического развития дошкольников с помощью сказок. Обоснована роль сказок как эффективного средства математического развития детей. Особое внимание уделено
вопросу организации опытно-экспериментальной работы по развитию элементарных математических представлений у воспитанников средствами народных и авторских сказок.
Ключевые слова: математическая сказка, элементарные математические представления, математика, познавательная активность, мышление.
Библиографическая ссылка:
Кудряшова Д.В. Сказка как средство математического развития дошкольников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 20-22. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962124.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Обосновывается актуальность применения проектной деятельности в организации социального партнерства детского сада и семьи в процессе ознакомления с историей родного края. Раскрывается
значимость социального партнерства детского сада и семьи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, инновационные технологии, проектная деятельность, детский сад, Родина,
социальное партнерство, семья.
Библиографическая ссылка:
Мозговая Л.В. Проектная деятельность как средство укрепления социального партнерства детского сада и семьи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 23-26. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962183.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников в условиях диалогического взаимодействия. Особое внимание уделено описанию опыту
диалогического взаимодействия в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, диалогическое взаимодействие, приемы педагогической техники, диалог.
Библиографическая ссылка:
Мучкина Я.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях диалогического взаимодействия [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 27-29. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962462.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен анализ проблемы математического развития дошкольников. Обоснована роль игровой деятельности в развитии представлений о величине и ее измерении у детей. Особое внимание уделено вопросу организации процесса развития представлений о величине у воспитанников средствами игровых образовательных технологий.
Ключевые слова: величина, измерение величины, стандартизованная мерка, глазомер, счетно-измерительные действия.
Библиографическая ссылка:
Петровичева Т.А., Забровская О.В. Развитие представлений о величине предметов и ее измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 30-32. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962548.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Анализируются актуальные проблемы семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Представлены основные принципы и направления реализации программы по становлению
субъектности и компетентности родителей проблемных детей.
Ключевые слова: семейное воспитание, субъектность, социально-психологические проблемы семьи, психолого-педагогическая компетентность.
Библиографическая ссылка:
Ромазанова И.С., Чурюмова Е.Ю. Проблема организации процесса становления компетентности и субъектности родителей в вопросах воспитания детей, имеющих задержку психического развития [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 33-35. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962755.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ К ДЕЦЕНТРАЦИИ
Рассматривается проблема психологических особенностей становления способностей детей 3-7 лет к децентрации и способы изучения механизмов децентрации.
Ключевые слова: эгоцентризм, децентрация, мышление, механизмы децентрации.
Библиографическая ссылка:
Садчик Е.А., Спицына В.В. Психологические особенности становления способностей детей 3–7 лет к децентрации [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 36-40. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537962897.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
С ЧЕГО НАЧИНАЕНТСЯ РОДИНА?
Рассматривается посёлок Даниловка – казачий край с невероятно живописными пейзажами, древними легендами, выдающимися личностями и тайной сокровищ Степана Разина.
Ключевые слова: Родина, малая Родина, Даниловка, сокровища Степана Разина, казачество.
Библиографическая ссылка:
Ткаченко В.Ю. С чего начинаентся Родина? [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 41-44. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963335.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются основные положения о военно-патриотическом воспитании по действующему законодательству Российской Федерации. Раскрыты цель, основные задачи в сфере военно-патриотического воспитания его значимость для государства.
Ключевые слова: федеральный закон, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, защита Отечества, историческая память.
Библиографическая ссылка:
Фетисова А.С. Военно-патриотическое воспитание по действующему законодательству Российской Федерации [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 45-48. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963502.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
РОЛЬ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализируются положения государственных программ, направленных на патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации. Исследуются результаты проведения рассматриваемых программ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, федеральная программа, региональная программа, гражданин Российской Федерации, паспорт государственной программы.
Библиографическая ссылка:
Фомичёва А.В. Роль и практическое значение федеральных программ, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 49-52. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963568.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Представлены результаты исследования организации сотрудничества семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности младших школьников. Определяется роль сотрудничества семьи
и школы. Даны рекомендации руководителю начальной школы для организации сотрудничества семьи и школы.
Ключевые слова: организация, сотрудничество, гражданская идентичность, семья, начальная школа.
Библиографическая ссылка:
Шаповалова И.С., Бобрышева И.В. Организация сотрудничества семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности младших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 53-55. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963643.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
Научная летняя психологическая школа «Молодые психологи-исследователи в образовании: поиск ответов на вызовы современности»
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Рассматривается проблема развития конфликтологической компетентности у старшеклассников.
Предлагается методика незаконченных предложений для выявления уровня сформированности
конфликтологической компетентности. Обсуждаются критерии оценки уровня сформированности конфликтологической компетентности.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, подростки, компоненты компетентности, диагностика.
Библиографическая ссылка:
Акимова Д.О. Диагностика уровня сформированности конфликтологической компетентности у старших подростков [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 56-58. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963766.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПРОБЛЕМА КИБЕРБУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Рассматривается актуальная проблема современного общества – кибербуллинг в подростковой среде.
Раскрыты понятие, сущность, причины и виды травли в Интернете. В ситуации кибербуллинга
прослеживается триада: агрессор, наблюдатель и жертва. Эти роли изучаются
в исследовании кибербуллинга среди целевой аудитории:
школьников и студентов.
Ключевые слова: психологическая безопасность в образовании, кибербуллинг, травля в Интернете, социальные сети, виктимное поведение.
Библиографическая ссылка:
Алиева А.М. Проблема кибербуллинга в образовательной среде [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 59-61. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963819.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
Рассматривается феномен прокрастинации в среде студенческой молодежи. Дается теоретическое
объяснение возникновения данного явления. В результате эмпирического исследования было получено,
что уровень прокрастинации у студентов обратно пропорционально зависит от умения управлять своим временем и организовывать свою деятельность.
Ключевые слова: прокрастинация, синдром «завтра», юношеский возраст, юность, студенческий возраст.
Библиографическая ссылка:
Былина А.В. Особенности академической прокрастинации у студентов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 62-65. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963871.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
СУБЬЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К УЧАСТИЮ В ОБУЧАЮЩЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Анализируется влияние уровня развития коммуникативных умений подростка и опыта участия в сюжетно-ролевых играх на его субъективную готовность принять участие в организованной взрослыми обучающей
сюжетно-ролевой игре. Представлена авторская анкета оценки субъективной готовности к игре.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, подросток, авторская анкета, коммуникативная компетентность.
Библиографическая ссылка:
Васильева Н.В. Субьективная готовность подростков к участию в обучающей сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 66-71. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963925.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Рассматривается проблема ассертивности (уверенного поведения) подростков. Описаны индикаторы
развития ассертивности. Представлены результаты эмпирического исследования эффективности
краткосрочной программы, направленной на развитие уверенного поведения подростков.
Ключевые слова: подросток, ассертивность, уверенное поведение, развитие ассертивности, развитие уверенного поведения, диагностика ассертивности.
Библиографическая ссылка:
Ильина А.О. Развитие ассертивности подростков [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 72-76. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963995.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИЯХ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматриваются особенности представлений старшеклассников о профессиях в контексте профессионального самоопределения. Исследуется взаимосвязь профессиональных представлений и предпочитаемых источников информации, а также феномен социальной стереотипизации. Полученные
результаты позволяют говорить, что для представлений старшеклассников о профессии характерен высокий уровень социальной стереотипности.
Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, профессиональные представления, социальная стереотипизация.
Библиографическая ссылка:
Комиссарова Т.Ю. Представления о профессиях как фактор профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 77-82. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537964063.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Представлены результаты эмпирического исследования использования студентами психологических
средств познавательной деятельности в зависимости от академической успешности. Установлено,
что частоты применения различных психологических средств во время обучения в вузе связаны
с такими показателями успешности, как принятие целей и самооценка обучения.
Ключевые слова: познавательная деятельность, психологические средства, академическая успешность, студент, учебная деятельность.
Библиографическая ссылка:
Конубрикова Л.И. Использование психологических средств познавательной деятельности студентами вуза [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 83-87. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/ 1537964135.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ДИНАМИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ
Рассматриваются теоретические аспекты активности жизненной позиции студенческой молодёжи.
Представлена психолого-педагогическая характеристика молодежи. Проанализирована динамика изменения субъектных характеристик личности в зависимости от курса.
Ключевые слова: молодежь, активная жизненная позиция, активность личности, личностные границы.
Библиографическая ссылка:
Шестерикова А.И. Динамика самостоятельности студентов в контексте исследования активной жизненной позиции молодежи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 88-91. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537964190.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ТЕСТА РОЛЕВЫХ КОНСТРУКТОВ
Рассмотрены проблемы реализации успешного взаимодействия субъектов инклюзивного образования.
Отражён опыт применения репертуарного теста ролевых конструктов Дж. Келли с целью выявления представлений о взаимодействии педагогов инклюзивного образования и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие, конструкт, родители, педагоги, ОВЗ.
Библиографическая ссылка:
Шиндряев С.О. Выявление противоречий в процессе взаимодействия субъектов инклюзивного образования: возможности применения репертуарного теста ролевых конструктов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 92-95. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537964252.pdf (дата обращения: 28.09.2018).
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (на примере воображения)
Рассматриваются теоретические основания разработки инструмента для диагностики и развития
воображения в дошкольном возрасте. Представлено описание разработанного средства, а также результаты апробации.
Ключевые слова: высшие психические функции, воображение, дошкольный возраст.
Библиографическая ссылка:
Шиндряева (Филина) Е.С. Проблема разработки исследовательских методик для изучения развития высших психических функций в современных социокультурных условиях (на примере воображения) [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. №5(22). С. 96-99. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537964315.pdf (дата обращения: 28.09.2018).