Выходные данные:
5(28)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
XIII Международный студенческий форум "Функциональная грамотность детей и молодежи"
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается сущность эстетического воспитания, а также психолого-возрастные особенности
детей младшего школьного возраста. На основе проведения эмпирического исследования
представлен общий уровень сформированности эстетической воспитанности
у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическая воспитанность, младший школьный возраст,
формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста,
возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проводится обзор исследований, посвященных изучению представлений об отце. Представлены результаты
исследования гендерных особенностей в психологическом содержании представлений об отце
в дошкольном возрасте (5–6 лет), проведенного с помощью
комплекса диагностических методик.
Ключевые слова: отцовство, гендер, гендерные особенности, представления об отце, гендерные особенности представлений об отце.
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С БЛИЗКИМИ ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЖИВАНИЯ КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ
Анализируются результаты продолжения исследования на тему общения детей старшего дошкольного
возраста с близкими взрослыми и кризиса семи лет. Приводятся сравнительные данные
эксперимента на выявление у детей 6–7 лет возрастного кризисного статуса.
Ключевые слова: старший дошкольник, кризис семи лет, детско-родительские отношения, общение с близкими взрослыми, готовность детей к школе.
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА-ЛИДЕРА
Рассматриваются вопросы необходимости формирования языковой компетентности у студентов-лидеров.
Описываются результаты экспериментального исследования, проводимого с целью сравнения уровня
языковой грамотности студента-лидера и обычного студента группы, а также выяснения коммуникативных навыков, необходимых студентам-лидерам, и действий, которые они готовы делать для их развития.
Ключевые слова: языковая компетентность, студент-лидер, двуязычие, нормы русского языка, качества студента-лидера.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Рассматриваются вопросы организации парной и групповой работы учащихся при анализе образа литературного героя. Представлены разработанные и опробованные на практике задания для парной и групповой работы на I ступени общего среднего образования на уроках по предмету “Літаратурнае чытанне”.
Ключевые слова: парная работа, групповая работа, I ступень общего среднего образования, анализ образа литературного героя, художественное произведение.
АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ХИТРОСТИ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Анализируются основные научные подходы к понятию хитрости как формы социального интеллекта.
Описаны методы и результаты исследования использования хитрости детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: хитрость, социальный интеллект, коммуникативная стратегия, использование хитрости, понимание хитрости.
УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ІІІ КЛАССА ПОНЯТИЯ «ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА
Проводится анализ изучения темы “Адзіночны і множны лік назоўнікаў”, предложенной учебной программой,
календарно-тематическим планированием по учебному предмету «Белорусский язык», а также учебником
для ІІІ класса. Представлены разработанные и опробованные на практике упражнения для работы
с учащимися III класса, которые раскрывают организацию работы над усвоением учащимися понятия «число имён существительных».
Ключевые слова: имя существительное, понятие «число имён существительных», I ступень общего среднего образования, учебная программа, календарно-тематическое планирование.
Исторические науки
ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В 1917–1945 ГГ. (правовой аспект)
Рассматривается нормативно-правовое регулирование культурной сферы Cоветским государством в конкретный исторический период. Анализируется советское законодательство по развитию культурных учреждений, в частности домов культуры Сталинграда и области. Делаются промежуточные выводы
о детальном правовом обеспечении деятельности региональных учреждений культуры.
Ключевые слова: Советское государство, социокультурная сфера, культурные учреждения, Дома культуры, нормативно-правовые акты, законодательство.
ГЕНЕРАЛ П.Х. ГРАББЕ – НАКАЗНОЙ АТАМАН ВОЙСКА ДОНСКОГО
Рассматривается личность генерала П.Х. Граббе. Краткий биографический анализ и обзор политической ситуации на Дону в 60-е годы. ХIX в. позволяет оценить вклад П.Х. Граббе в развитие региона, отметить
положительные и отрицательные результаты его управленческой деятельности
в должности наказного атамана Войска Донского с 1862 по 1866 гг.
Ключевые слова: казачество, наказной атаман, войсковой атаман, Войско Донское, система управления, П.Х. Граббе, историческая личность.
ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ 1920–1930-Х ГГ.
Прослеживается трансформация женских образов в кинематографе 1920–1930-х гг. как отражение
изменений социально-политической истории страны. Кинофильмы выступают в качестве транслятора новых идей советской власти и общества.
Ключевые слова: СССР, советский кинематограф, женский образ, «советская женщина», гендер.
РОССИЯ И КИТАЙ В 1850–1860-е гг.
Рассматриваются основные направления российско-китайских отношений в 1850–1860 гг. Выявляются позиции сторон в дипломатическом взаимодействии.
Ключевые слова: дипломатия, договоры, Россия, Китай, российско-китайские отношения.
ВСЕСОЮЗНАЯ ПОМОЩЬ ВОЗРОЖДАЕМОМУ СТАЛИНГРАДУ (к постановке проблемы)
Рассматривается проблема исследования вопросов, касающихся помощи народов и республик в процессе
возрождения города-героя Сталинграда. Анализируются опубликованные работы, фрагментарно
раскрывающие процесс восстановления города как в экономическом, так и культурном плане.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, всенародная помощь, восстановительный процесс, шефская помощь.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СТАЛИНГРАДА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Анализируется особенности подготовки инженерно-технических работников Сталинграда в восстановительный период. Выявляются проблемы, возникающие в процессе обучения будущих ИТР в изучаемый период. Определяются основные формы подготовки инженерно-технических работников
в образовательных организациях и производственных учреждениях.
Ключевые слова: инженерно-технические работники, восстановительный период Сталинграда, техническое образование, производственный процесс, промышленный потенциал.
ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ЛИТЕРАТУРЕ 1930-Х ГГ.
Выявляются основные принципы и методы соцреализма, используемые в литературе 1930-х гг.
На основе анализа художественных произведений показана роль советской литературы в формировании советского образа жизни в исследуемый период.
Ключевые слова: литература, 1930-е гг., социалистический образ жизни, социалистический реализм, идеология.
ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1858–1860 ГГ. (к постановке проблемы)
Анализируется историография рассматриваемого вопроса. Изучается ситуация в Саратовской губернии
в 1858–1859 гг., связанная с трезвенным движением. Рассматриваются действия правительства и реакция на них в Саратовской губернии.
Ключевые слова: историческая наука, Саратовская губерния, крестьяне, общественное движение, трезвенное движение, питейные бунты, нормативно-правовые документы.
НАПРАВЛЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА П.Г. ШЕЛАПУТИНА
На основе источников и литературы прослеживается и анализируется многогранная социокультурная
деятельность российского предпринимателя конца XIX – начала XX вв. П.Г. Шелапутина.
Выделяются и характеризуются направления его благотворительности и меценатства.
Ключевые слова: биографистика, социокультурная сфера, предприниматель,
меценатство, благотворительная деятельность.
Методика преподавания учебных дисциплин
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1930-Е ГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ (на примере регионального материала)
Рассматривается проблема освещения в учебном материале темы культурного развития СССР в 1930-е годы.
Анализируются учебные пособия как средство получения качественных и достоверных знаний о периоде.
Предлагается фрагмент урока-экскурсии для решения проблемы компенсации недостатка материала.
Ключевые слова: культурное развитие, культурное строительство, социалистическая модернизация, Сталинград, учебники истории, региональный компонент в обучении истории.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Рассматриваются методические особенности организации проектной деятельности при изучении географии.
Анализируется содержание школьного курса географии и его возможности в организации проектной деятельности школьников.
Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, проектная деятельность, урок географии, школьники.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ
Проводится анализ коллажирования – средства обучения иностранным языкам на современном этапе.
Предлагается его определение в отечественных и зарубежных методических исследованиях,
виды и функции, этапы работы. Обосновывается комплекс упражнений, используемый для обучения учащихся основной школы говорению посредством использования коллажа на уроках французского языка.
Ключевые слова: коллаж; функции коллажа; классический и репродуктивный виды коллажа; коллективная и индивидуальная формы работы с коллажем; подготовительные, условно-речевые и речевые упражнения.
Педагогические науки
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются пути формирования функциональной грамотности младших школьников. Выявлена роль
научного общества учащихся в формировании функциональной грамотности младших школьников.
Особое внимание уделено вопросу организации научно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках научного общества учащихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, научное общество учащихся, научно-исследовательская деятельность, младший школьник, информационная компетентность.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Рассматривается понятие «академическая компетентность» в отечественных и зарубежных исследованиях.
Выполнен краткий анализ и сравнение существующих моделей академической компетентности.
Представлены обобщенные выводы предварительной части исследования академической компетентности студентов-первокурсников.
Ключевые слова: академическая компетентность, компетентностный подход, модели академической компетентности, саморазвитие, самоорганизация.
ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СИНОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Раскрывается значение изучения синонимов для развития речи младших школьников, предлагаются пути
устранения трудностей в освоении учащимися синонимических отношений: выполнение упражнений,
направленных на формирование мыслительной операции «сравнение»; обогащение речи учащихся
словами-синонимами; выполнение заданий, направленных на отличие синонимов от однокоренных
лексических единиц, а также слов, вступающих в родовидовые отношения.
Ключевые слова: синонимы, развитие речи, сравнение, словарный запас, тренировочные упражнения.
Право
ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Обсуждаются основные проблемы правового регулирования участия несовершеннолетних в гражданских
правоотношениях. Рассматривается содержание их правосубъектности сквозь призму российского
гражданского законодательства и юридической литературы. Предлагаются меры по устранению противоречий в данном вопросе.
Ключевые слова: дееспособность, деликтоспособность, законные представители, несовершеннолетний, малолетний, правоспособность, сделка.
К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТНОМ ЦЕНЗЕ ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Рассматриваются актуальные проблемы участия несовершеннолетних в предпринимательской деятельности
по российскому действующему законодательству, правовые пробелы и коллизии в регистрации данного
лица в качестве индивидуального предпринимателя. Проводится анализ мнений отечественных
исследователей о возрастных рамках занятия предпринимательством. Предлагаются меры по устранению противоречий в данном вопросе.
Ключевые слова: дееспособность, деликтоспособность, законные представители, индивидуальный предприниматель, несовершеннолетний, предпринимательская деятельность, эмансипация.
Филологические науки
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАММАТИКЕ
Рассматривается изучение языка на уровне текста. Предлагаются текстовые задания на завершающем этапе
работы над грамматическими темами: лексико-грамматическая категория рода имени существительного,
категория определенности/неопределенности и глагольная категория времени. Анализ произведений
подтверждает закономерности употребления грамматических категорий в художественном тексте с целью создания подтекста.
Ключевые слова: текст, текстовые задания, категория определенности/неопределенности, глагольная категория, художественный текст.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ РАСТЕНИЙ В ДОНСКИХ ГОВОРАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализируется лексика тематической группы «Растения» в донских говорах Волгоградской области
в структурно-семантическом, лингвогеографическом, историко-этимологическом аспектах.
Ключевые слова: донские говоры, растения, диалектизмы, диалектная лексика, лингвистическая география.
КАТЕГОРИИ МЕДИЙНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
Представлен анализ категорий медийно-развлекательного дискурса, представляющего собой
разновидность медийного дискурса. Охарактеризованы такие категории дискурса, как участники общения и его организация.
Ключевые слова: дискурс, медийно-развлекательный дискурс, категории дискурс, объектный, субъектный, инструментальный подходы, коммуникативные стратегии.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР КАК КОМПОНЕНТ ИДИОСТИЛЯ БИРГИТ ВАНДЕРБЕКЕ
Проведено разграничение понятий идиолект и идиостиль, определены компоненты идиостиля. На материале
романов “Das Muschelessen” и “Ich will meinen Mord” современной немецкой писательницы Биргит Вандербеке выявлено основное художественно-выразительное средство ее стиля – лексический повтор. Установлены его прагматическая функция и роль в раскрытии персонажей и идеи произведений.
Ключевые слова: идиостиль, идиолект, лексический повтор, текст, пассаж, персонаж.
Экономические науки
ПЛАН ГОЭЛРО: МОДЕЛЬ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Представлен анализ плана электрификации ГОЭЛРО как модель плановой экономики в СССР. Рассматриваются основные направления в изучении плановой экономики на основе использования широкого круга исторической и специальной литературы, автор показывает. Выделяются этапы, а также суть и значение
плана ГОЭЛРО в становлении и развитии плановой экономики в СССР в последующие периоды.
Ключевые слова: СССР, план ГОЭЛРО, плановая экономика, электрификация страны, советское экономическое чудо.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА СУБСИДИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 496 ОТ 26 АПРЕЛЯ 2017 Г. В КОМПАНИИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Рассматриваются предпосылки автоматизации бизнес-процесса подготовки документов для подачи заявки
на субсидию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 496 от 26 апреля 2017 г.
в компании-производителе автомобилей и приводятся возможные варианты улучшения
этого процесса. Определяются критерии выбора решения по автоматизации, а также проводится сравнительный анализ рынка информационных систем на основе выделенных критериев.
Ключевые слова: автоматизация, документооборот, автомобильная промышленность, субсидия, критерии сравнения, информационные системы, анализ рынка.
ВЫБОР ИТ-ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОДДЕРЖКИ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ЧАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ БАНКОВ В ЛЕГАЛИЗАЦИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА
Рассматривается решение одной из актуальных проблем корпоративной организации путем внедрения
специализированной информационной системы. Приводятся ключевые бизнес-требования к системе
и критерии выбора ИТ-решения, в соответствии с которыми было проведено сравнение систем.
Выбор ИТ-решения приводится, основываясь на анализе рынка информационных систем по данным рейтингового агентства “Chartis”.
Ключевые слова: бизнес-требования, критерии, ИТ-решение, анализ рынка, банк, комплаенс.