Выходные данные:
№ 4(21.1) 2018 По результатам Всероссийского конкурса "НАУКА ОНЛАЙН"
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
№ 4(21.2) 2018 По результатам Всероссийского конкурса "НАУКА ОНЛАЙН"
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
Биология и химия
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРОФИЛЯМИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И СОСТОЯНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ
Исследованы особенности функционального состояния системы кровообращения у студенток в зависимости от профиля латеральной организации мозга. Выявлены статистически значимые различия величин некоторых гемодинамических параметров у испытуемых с унилатеральным и мозаичным фенотипами
Ключевые слова: индивидуальный профиль межполушарной асимметрии, унилатеральный фенотип,
мозаичный фенотип, сердечно-сосудистая система
Библиографическая ссылка:
Андреева Г.А. Взаимосвязь между индивидуальными профилями межполушарной функциональной асимметрии и состоянием сердечно-сосудистой системы студентов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 5-9. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529489839.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Всеобщая история
ФЕЛЬДМАРШАЛ ПАУЛЮС КАК ПЕРСОНАЖ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализируются изображения Фридриха Паулюса в искусстве. Рассматриваются конкретные работы
в живописи, графике, скульптуре, кинематографии, театре. Определяется идейный
смысл использования личности фельдмаршала Паулюса в исследуемых работах.
Ключевые слова: Ф. Паулюс, фельдмаршал, искусство, реконструкция.
Библиографическая ссылка:
Артамонов А.А. Фельдмаршал Паулюс как персонаж творческой деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 11-14. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529490065.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ПЕРИОДА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА
Рассматриваются особенности культурной жизни Германии периода национал-социализма, приводится
характеристика официального искусства нацистской Германии и деятельности авангардных
художников. Определяются принципиальные отличия неофициального искусства,
даются примеры методов борьбы художников с нацистским режимом.
Ключевые слова: Третий Рейх, нацистская идеология, официальное искусство,
дегенеративное искусство, авангардное искусство, методы борьбы.
Библиографическая ссылка:
Бойко А.К. Неофициальное искусство Германии периода национал-социализма
[Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 15-18. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529490330.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ГЕРМАНО-РОССИЙСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ПАРЛАМЕНТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1914–1915 ГГ.
Рассматривается взгляд представителей российского парламента на германо-российское противостояние
в Первой мировой войне. Изучена эволюция взглядов политиков в ходе военных компаний 1914–1915 гг.
Проанализированы позиции сторонников и противников войны с Германией.
Ключевые слова: Государственная Дума, Государственный совет, Первая мировая война, прогерманская партия, сепаратный мир.
Библиографическая ссылка:
Пименов О.В. Германо-российское противостояние в Первой мировой войне и эволюция взглядов парламента российской империи в 1914–1915 гг. [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 19-23. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529490475.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ЯКОБИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИРЛАНДИИ В 1689–1691 ГОДАХ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЯКОБИТОВ
Анализируется отношение ирландских якобитов к королю на основании якобитской прозы и поэзии.
Характеризуются основные цели ирландских якобитов. Определяются направления в якобитском движении в Ирландии в 1689–1691 годах.
Ключевые слова: якобитское движение, Яков II, Стюарты, Ирландия, Славная революция
Библиографическая ссылка:
Шумская Д.Д. Якобитское движение в Ирландии в 1689–1691 годах в литературном наследии якобитов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 24-28. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529490913.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Географические науки
ТРАНЗИТНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Рассматривается возможность организации нового для России транзитного туризма в качестве способа
привлечения большего числа туристов. Выделены и охарактеризованы отдельные города и регионы,
в которых выгодно развивать данное направление
Ключевые слова: транзитный туризм, международный выездной туризм, международный въездной туризм,
внутренний туризм, стыковочные рейсы.
Библиографическая ссылка:
Прохина Н.Ю. Транзитный туризм в России как перспективное направление для социально-экономического развития страны [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 29-34. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529491480.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Рассматриваются особенности потребительской корзины. Дается сравнительный анализ потребительской
корзины для разных социально-демографических групп населения Волгоградской и Рязанской областей,
а также её соотношение с прожиточным минимумом.
Ключевые слова: потребительская корзина, потребности, прожиточный минимум,
продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги, уровень жизни.
Библиографическая ссылка:
Слепухин А.С. Сравнительный анализ потребительской корзины населения Волгоградской и Рязанской областей [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 35-38. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529491591.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНОВ
ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассматриваются особенности естественного движения населения на примере изучения регионов
Южного федерального округа. Представлены результаты оценки показателей
рождаемости, смертности и естественного прироста.
Ключевые слова: рождаемость, смертность, естественный прирост, естественное движение населения,
депопуляционные процессы, демографический кризис.
Библиографическая ссылка:
Гринько Е.М. Современные особенности естественного движения населения на примере изучения регионов Южного федерального округа [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 5-8. URL:http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531296916.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ПИТЬЕВОГО
ВОДОСНАБЖЕНИЯ В КАЛАЧЁВСКОМ РАЙОНЕ
Представлен анализ источников централизованного питьевого водоснабжения на территории Калачёвского района Волгоградской области. Выявлена динамика нестандартных проб по санитарно-химическим
и микробиологическим показателям.
Ключевые слова: Калачёвский район, источники водоснабжения,санитарно-химические показатели,
микробиологические показатели, проба воды.
Библиографическая ссылка:
Озерина И.А. Оценка состояния источников централизованного питьевого водоснабжения в Калачёвском районе [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 9-12. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531297591.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Информатика и информатизация образования
СОЗДАНИЕ САЙТА-КОНСТРУКТОРА ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Описывается создание конструктора документов в электронной информационно-образовательной среде
университета. Раскрываются задачи, возможности и инструменты сайта-конструктора
для создания отчетов по практике студентов-практикантов
Ключевые слова: WordPress, учебная документация, электронная информационно-образовательная среда.
Библиографическая ссылка:
Корсунова В.А. Создание сайта-конструктора документов в электронной информационно-образовательной среде университета [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 39-44. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529491765.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ JAVASCRIPT-БИБЛИОТЕК
Описываются технологии разработки интерактивных веб-приложений
с использованием JavaScript-библиотек. Приводятся результаты
собственной разработки учебного веб-приложения по физике.
Ключевые слова: веб-приложение, JavaScript, библиотека,
обучение физике, физический маятник.
Библиографическая ссылка:
Размачева Ю.А. Разработка учебного веб-приложения по физике с использованием javascript-библиотек [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 45-48. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529491926.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Лингвистика
ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ
Выявлен значительный прагматический и художественно-эстетический потенциал метафоры на материале
песенных англоязычных текстов. Отмечено частое использование развернутого типа метафоры
в англоязычных песенных текстах.
Ключевые слова: Выявлен значительный прагматический и художественно-эстетический потенциал метафоры на материале
песенных англоязычных текстов. Отмечено частое использование развернутого типа метафоры
в англоязычных песенных текстах.
Библиографическая ссылка:
Григорьева Д.Р. Художественно-выразительный потенциал метафоры в англоязычных песенных текстах [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 49-52. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529492655.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ДИСКУРС СТРАХА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Проводится анализ имеющегося на сегодняшний день материала, посвященного исследованию дискурса страха,
рассматриваемого в соотношении с близкородственными понятиями дискурса ужаса, хоррор-дискурса и др.
Определяется содержательный минимум данных понятий. Мотивируется выбор языковой
единицы для номинации интересующего нас явления.
Ключевые слова: страх, ужас, хоррор, дискурс, понятие.
Библиографическая ссылка:
Колесниченко К.А. Дискурс страха: к определению понятия [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 53-56. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529492955.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
АНГЛОАМЕРИКАНИЗМЫ В ТЕКСТАХ СПОРТИВНЫХ НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ НЕМЕЦКИХ СМИ
Рассматриваются различные виды заимствованной англоамериканской лексики с точки зрения причин
заимствования и функций, выполняемых в текстах спортивных
новостных сообщений немецких СМИ.
Ключевые слова: заимствование, англоамериканизм, экстра- и интралингвистические
причины заимствований, функции заимствований
Библиографическая ссылка:
Степанов И.А. Англоамериканизмы в текстах спортивных новостных сообщений немецких СМИ [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 57-61. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493053.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВА НА МОЛОДЕЖНУЮ ЛИНГВОКУЛЬТУРУ КИТАЯ
Рассматриваются особенности формирования языка молодежи КНР под влиянием всемирной сети Интернет.
Проводятся аналогии между русскими и китайскими сленговыми выражениями. Выявляются фонетические
и структурно-семантические особенности частотных выражений в языке молодежи двух культур.
Ключевые слова: лингвокультура, сленг, идиома, форум, интернет-пространство.
Библиографическая ссылка:
Cун Тяньлань Влияние интернет пространства на молодежную лингвокультуру Китая [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 62-66. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493198.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ПРЕСУППОЗИЦИИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ НЕМЕЦКОЙ ПРЕССЫ
Рассматриваются и иллюстрируются примерами типы пресуппозиций в рекламных текстах
немецкой прессы, устанавливаются наиболее частотные из них. Выявляется основная
функция пресуппозиций в рекламном тексте.
Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, пресуппозиции,
рекламный текст, манипулирование, влияние.
Библиографическая ссылка:
Чебанова А.Ю. Пресуппозиции нейролингвистического программирования в рекламных текстах немецкой прессы [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 67-70. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493292.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДОСТОИНСТВАХ
И НЕДОСТАТКАХ В КИТАЙСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ
Рассматривается китайская фразеология в аспекте лингвокультурологической науки. Изучается отражение
качеств человеческой личности, а именно достоинств и недостатков человека, во фразеологии
китайского языка на основе такого класса китайских фразеологизмов, как ченъюй.
Ключевые слова: фразеология, ченъюй, символ, эталон, стеретип
Библиографическая ссылка:
Гагарин В.О. Отражение представлений о человеческих достоинствах и недостатках в китайской фразеологии [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 13-17. URL:http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531297726.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Методика преподавания учебных дисциплин
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Раскрывается сущность интерактивного подхода. Рассматривается интерактивное взаимодействие
как форма обучения. Сформулированы методические рекомендации для успешного
использования интерактивных методов обучения на уроках в старшей школе
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивное взаимодействие, интервью,
интерактивный подход, активные методы обучения, речевая деятельность.
Библиографическая ссылка:
Дорофеева А.Ю. Организация устного интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старшей школе [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 71-75. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493403.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ИСКУССТВ
Раскрываются понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «исполнительская
компетентность» с психологической и педагогической точек зрения. Рассмотрены сущностные
характеристики исполнительской компетентности студентов-пианистов
и приведены ее структурно-содержательные компоненты.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность,
исполнительская компетентность, студенты-пианисты.
Библиографическая ссылка:
Ехилевская В.В. К вопросу о формировании исполнительской компетентности студентов-пианистов в условиях обучения в вузе искусств [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 76-80. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493488.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ О ГОРОДАХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются возможности школьного курса географии в организации патриотического воспитания
школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Представлен материал
о Городах воинской славы России.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Город воинской славы,
урок географии, метод проектов.
Библиографическая ссылка:
Ключникова А.Ф. Использование материалов о Городах воинской славы на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 81-83. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493574.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОРГАНИЗАЦИЯ КВЕСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ (в ходе освоения теоретико-литературного понятия «загадка»)
Рассмотрена возможность применения квеста на уроке литературы в процессе освоения теоретико-литературного понятия «загадка». Определены преимущества данной игровой технологии с точки зрения соответствия требованиям ФГОС нового поколения. Выявлены принципы организации урока с использованием квеста. Представлен алгоритм проведения игры.
Ключевые слова: методика обучения литературе, загадка, игровая технология, квест, УУД.
Библиографическая ссылка:
Кувакина М.В. Организация квеста на уроке литературы в 5-м классе (в ходе освоения теоретико-литературного понятия «загадка») [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 84-88. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493668.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА КАК СРЕДСТВА
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
Рассматривается актуальность использования нестандартных форм обучения географии. Оценены
преимущества создания туристического маршрута как средства повышения познавательного
интереса к предмету. Разработаны методические рекомендации
к проведению внеклассного мероприятия.
Ключевые слова: индивидуальный туристический маршрут, обучение географии
в рамках ФГОС, познавательный интерес.
Библиографическая ссылка:
Прохина Н.Ю. Разработка индивидуального экскурсионного маршрута как средства повышения познавательного интереса учащихся к изучению курса «География России» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 89-92. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493912.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
Рассматриваются особенности проведения внеклассной работы по русскому языку в средних классах школы и выявляется психологический аспект ее организации
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, внеклассная работа, средняя школа, принципы организации внеклассной деятельности, подросток
Библиографическая ссылка:
Федосова М.В. Особенности внеклассной работы по русскому языку в средних классах [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 93-97. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529493877.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рассматривается организация кружковой работы по русскому языку и особенности ее проведения
в средней школе. Выявляется тематическое направление кружковой работы. Приводится
пример организации кружка, посвященного вопросам лексикологии.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, кружковая работа, внеурочная деятельность
Библиографическая ссылка:
Шимелюнас Н.Б. Организация кружковой работы учащихся средних классов в процессе обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 98-102. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529494000.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Описывается значение обучения учащихся основам материаловедения. Рассмотрены основные
условия эффективного обучения учащихся основам материаловедения в системе технологической подготовки.
Ключевые слова: система технологической подготовки учащихся, обучение материаловедению,
педагогические условия обучения материаловедению, исследовательская деятельность
учащихся, технологическая развивающая образовательная среда.
Библиографическая ссылка:
Белая С.Н. Условия обучения учащихся основам материаловедения в системе технологической подготовки [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 40-44. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299565.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
МЕТОДИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАРЕМИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются паремии как компонент фразеологической системы. Предлагается рассматривать
семантические особенности паремий, а также выделять в их структуре компоненты,
которые возможно характеризовать как полноценные лингвистические единицы
со специфическими семантическими грамматическими особенностями.
Ключевые слова: фразеология, паремии, лингвистический анализ,
лексические единицы.
Библиографическая ссылка:
Козырева А.В. Методика лингвистического анализа паремий на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 45-48. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299744.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются традиционные методические подходы к лингвистическому анализу художественного
текста в начальной школе. На основе экспериментальной работы выявляются недостатки
в анализе художественного текста, предлагаются эффективные методики.
Ключевые слова: текст, лингвистический анализ,
лексическое значение, словари.
Библиографическая ссылка:
Курышева Д.С. Эффективные методы лингвистического анализа художественного текста на уроках русского языка в начальной школе в процессе развития речи младших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 49-52. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299889.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН
Рассматривается специфика использования культурно-исторического подхода в музыкальном образовании
в условиях музыкально-инструментального исполнительства.
Ключевые слова: культурно-исторический подход, музыкальное образование,
музыкально-инструментальное исполнительство
Библиографическая ссылка:
Ма Сяои Проблемы использования культурно-исторического подхода в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 53-57. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531300001.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ-ГИТАРИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются сущностные характеристики исполнительской культуры учащихся-гитаристов и приведены
ее структурно-содержательные компоненты. Охарактеризованы категории «музыкальная культура»
и «исполнительская культура». Осуществлена проекция основных методологических
подходов к данному феномену применительно к исполнительской
культуре учащихся-гитаристов.
Ключевые слова: культура, музыкальная культура, исполнительская культура,
учащиеся-гитаристы
Библиографическая ссылка:
Ткачук С.В. К вопросу о формировании исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного музыкального образования [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 58-61. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531300185.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РОСПИСИ БАТИКА В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Анализируются технологии изготовления батика в различных техниках росписи по ткани, история батика,
особенности и художественные приёмы, инструментарий и материал, используемый в современной
росписи по ткани. Определяется понятие «батик». Выявляются особенности технологий
изготовления основных видов росписи в условиях общеобразовательной школы
Ключевые слова: батик, роспись по ткани, декоративно-прикладное искусство,
художественная обработка, холодный, горячий,
узелковый батик, изо, педагогика.
Библиографическая ссылка:
Щукина А.С. Традиционные техники росписи батика в условиях подготовки учителей изобразительного искусства [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 62-66. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531300311.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Педагогические науки
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К СВЕРСТНИКАМ
Представлены результаты исследования, характеристики и специфики агрессивного отношения дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам. Выявляются способы и проявления агрессивного отношения детей данной категории к сверстникам.
Ключевые слова: агрессивность, дошкольники, задержка психического развития, агрессивное отношение к сверстникам, агрессивное поведение.
Библиографическая ссылка:
Тоболина К.А., Сафронова Е.М. Характеристика и специфика агрессивного отношения дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 103-106. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529495294.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Психологические науки
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ
Рассмотрены особенности развития логических умений. Проанализирована структура спроса на профессиональные навыки за рубежом.
Ключевые слова: логические умения, личность, коррекция, исследование.
Библиографическая ссылка:
Сандросян А.С. Развитие логических умений как условие успешного решения проблемных задач [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 107-111. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529495387.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДОСТУПОМ ДЕТЕЙ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Рассматривается проблема развития воображения в дошкольном возрасте. Проанализированы особенности воображения в зависимости от доступа детей к компьютерам, планшетам, смартфонам.
Описаны результаты пилотажного исследования по развитию воображения с помощью авторского разработанного средства – настольной игры.
Ключевые слова: воображение, творческие способности, информационно-коммуникационные технологии.
Библиографическая ссылка:
Филина Е.С. Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с доступом детей к информационным технологиям [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 107-111. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529495387.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СОБЫТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Анализируется взаимосвязь саморазвития старшеклассников с событиями в образовании. Выявляются наиболее значимые события в жизни старших школьников, их самоэффективность. На основе многообразия
механизмов переживаний событий, выделенных Ф.Е. Василюк, разработано и апробировано структурированное интервью.
Ключевые слова: событие, старшеклассник, переживание, саморазвитие, структурированное интервью.
Библиографическая ссылка:
Чумаков И.В. События в образовании как условие саморазвития старшеклассников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 112-116. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529495777.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК
Рассматриваются проблемы реализации инклюзивных практик в общеобразовательных организациях г. Волгограда. Выборку составили педагоги общеобразовательных школ и родители, имеющие детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, информационная готовность, деятельностная готовность, психологическая готовность, взаимодействие.
Библиографическая ссылка:
Шиндряев С.О. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации инклюзивных практик [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 122-125. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529495849.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Физическая культура и спорт
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВОЛЕЙБОЛА
Рассматриваются актуальные направления совершенствования волейбола. Проанализирована динамика
развития игры. Выявлены факторы, способствующие интенсификации игры.
Ключевые слова: интенсификация, современный волейбол, высококлассный спортсмен, спорт высших достижений, спортивная подготовка в волейболе, спортивный резерв.
Библиографическая ссылка:
Глуханюк В.В. Актуальные тенденции развития современного волейбола [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 126-128. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496061.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ
Рассматриваются современные направления фитнеса, основы методики силовой подготовки девушек,
занимающихся фитнесом, а также физиологические процессы, происходящие в организме девушек под влиянием силовых нагрузок.
Ключевые слова: силовая подготовка, тренировка, фитнес, нагрузка, принципы и методы подготовки.
Библиографическая ссылка:
Дементьев А.А. Силовая подготовка девушек, занимающихся фитнесом [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 129-133. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496228.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривается совершенствование процесса технической подготовки пловцов-кролистов средствами
специальной силовой подготовки. Предложена программа специальной силовой подготовки различной направленности в соответствии со структурой двигательных действий и с учетом соревновательной деятельности при плавании способом кроль на груди.
Ключевые слова: техническая подготовка, специальная силовая подготовка, средства и методы специальной силовой подготовки на суше и в воде.
Библиографическая ссылка:
Клочков М.Р. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди на основе применения средств специальной силовой подготовки [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 134-138. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496311.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются вопросы повышения мотивационно-ценностного отношения к урокам физической культуры и укрепления здоровья подрастающего поколения средствами современных двигательных систем, а именно внедрением оздоровительного фитнеса в учебный процесс по физическому воспитанию. Предлагаемая модель организации учебного процесса по физическому воспитанию девушек среднего и старшего школьного возраста позволяет увеличить интерес к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса и значительно повысить уровень их физической подготовленности.
Ключевые слова: учебный процесс, фитнес-программа, здоровый образ жизни, уровень физической подготовленности, мотивация.
Библиографическая ссылка:
Махова Н.С., Стешенко В.В. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания девушек среднего и старшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 139-143. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496455.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕСС А НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ
Рассматриваются проблемы повышения интенсивности тренировочной нагрузки при подготовке тяжелоатлетов. Обосновываются возможности повышения интенсивности тренировочной нагрузки посредством увеличения количества подъемов максимальных отягощений и регламентации интервалов отдыха между подходами.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, тренировочный процесс, силовая подготовка, упражнения, нагрузка.
Библиографическая ссылка:
Ткачев П.В. Содержание тренировочного процесс а на этапе спортивного совершенствования в тяжелой атлетике [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 144-147. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496542.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Филология
НАЗВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ДОНСКИХ ГОВОРАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ОБЩЕРУССКОЕ И СОБСТВЕННО ДИАЛЕКТНОЕ
Анализируется лексико-семантическая группа «Одежда» в донских говорах Волгоградской области
в структурно-семантическом, лингвогеографическом, историко-этимологическом аспектах.
Ключевые слова: донские говоры, лексика, одежда, лексико-семантическая группа,
диалект, диалектное слово.
Библиографическая ссылка:
Коваленко Ю.В. Названия одежды в донских говорах Волгоградской области: общерусское и собственно диалектное [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 148-151. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496715.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ДОМ» В ДОНСКИХ ГОВОРАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проведен анализ лексико-семантической группы «Дом» в донских говорах Волгоградской области.
Материал проанализирован в структурно-семантическом, лингвогеографическом, историко-этимологическом аспектах.
Ключевые слова: донские говоры, лексика, дом, лексико-семантическая группа, диалект.
Библиографическая ссылка:
Таршилова В.А. Лексико-семантическая группа «дом» в донских говорах Волгоградской области [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 152-156. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496775.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ЭВФЕМИИ И ОБРАЗНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ (на материале идиостиля А.С. Пушкина)
Анализируются особенности эвфемизмов, образованных за счет привлечения образных средств, в художественной речи на примере поэзии А.С. Пушкина. Рассматриваются способы деривации эвфемизмов
и широкий контекст с точки зрения влияния на характер образа.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, эвфемизм, образность, двусмысленность, неясность речи, интертекстуальность, идиостиль.
Библиографическая ссылка:
Храмушина О.С. Соотношение категорий эвфемии и образности в художественных текстах (на материале идиостиля А.С. Пушкина) [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 157-161. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496854.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
ТВОРЧЕСТВО В.В. НАБОКОВА В ПРОЦЕССЕ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ИСКУССТВА
Разрабатывается эстетико-философский концепт «соглядатая», который призван отражать
внутреннюю сущность Набоковской оптики в процессе теории о дегуманизации искусства.
Ключевые слова: «соглядатай», дегуманизация искусства, В. Набоков, воля, чистое созерцание,
пошлость, ирония, игра, человеческое и не-человеческое переживание.
Библиографическая ссылка:
Бережнов Д.А. Творчество В.В. Набокова в процессе дегуманизации искусства [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 148-153. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531306417.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ТАКТИКА АКЦЕНТИРОВАНИЯ В РЕЧИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
Рассматриваются основные приёмы акцентирования политического дискурса. Выявлены наиболее
частотные употребления приёмов и их роль в формировании речевых портретов политиков.
Ключевые слова: политический дискурс, акцентирование, приёмы акцентирования,
логические уловки, политическая речь.
Библиографическая ссылка:
Бочарова А.В. Тактика акцентирования в речи политических деятелей [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 154-157. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531306501.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЕ И ДРЕВНЕРУССКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
В РОМАНЕ Е.Г. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»
Рассматриваются языковые особенности романа Е.Г. Водолазкина «Лавр». Проведен анализ
языкового материала в произведении, выявлена роль архаизмов.
Ключевые слова: древнерусский язык, архаизм, церковнославянизм, фонетическая особенность, роль архаизмов.
Библиографическая ссылка:
Брегадзе Ю.С. Церковнославянские и древнерусские элементы в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 158-161. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531306878.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ФРАЗЕОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА ФИЛАТОВА
(на материале модифицированных фразеологических единиц
в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца»)
Рассматриваются основные приёмы изменения фразеологизмов, использованных в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова. Определяются цели использования этих приёмов и производится оценка количественного соотношения фразеологизмов, относящихся к каждому из приёмов.
Ключевые слова: модифицированные фразеологизмы, дефразеологизация,
идиостиль, Леонид Филатов, комический эффект.
Библиографическая ссылка:
Глазырина М.А. Фразеология произведений Леонида Филатова (на материале модифицированных фразеологических единиц в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца») [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 162-166. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531307094.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ В ДОНСКИХ
ГОВОРАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализируется лексико-семантическая группа «Болезни» в донских говорах Волгоградской области
в структурно-семантическом, лингвогеографическом, историко-этимологическом аспектах.
Ключевые слова: донские говоры, лексика, болезнь, лексико-семантическая группа, диалект.
Библиографическая ссылка:
Грицаенко А.В. Лексическая номинация болезней в донских говорах Волгоградской области [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 167-170. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531307357.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ПОВЕСТИ С.Д. ДОВЛАТОВА
«ЗАПОВЕДНИК»
Рассматривается феномен дискурсивных слов на материале повести С.Д. Довлатова «Заповедник»,
способы актуализации данных единиц в структуре произведения,
а также частные интенции, выражаемые ими.
Ключевые слова: С.Д. Довлатов, дискурс, дискурсивные слова,
дискурсивные маркеры, интенциональность.
Библиографическая ссылка:
Орден И.А. Дискурсивные слова как средство интенциональной направленности повести С.Д. Довлатова «Заповедник» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 171-174. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531307445.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СЕМАНТИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ
(на материале произведений В. Губарева и К. Булычева)
Описывается специфика употребления фразеологических единиц в художественных произведениях В. Губарева
и К. Булычева. Проводится классификация структурно-семантических изменений идиом в тексте.
Определяется функция фразеологизмов в индивидуальном стиле писателей
и в детской литературе в целом.
Ключевые слова: фразеологизм, классификация фразеологизмов,
тематические группы фразеологизмов,
дефразеологизация, семантика.
Библиографическая ссылка:
Топчиева М.В. Преобразование структуры и семантики фразеологизмов в художественных текстах детских писателей-фантастов (на материале произведений В. Губарева и К. Булычева) [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 175-179. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531307630.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Юридические науки
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Рассматривается опыт, на котором можно базироваться в современное время для достижения поставленных целей, связанных с улучшением интегрирования квалификационных кадров.
Ключевые слова: иностранный гражданин, высшее образование, СССР, ВУЗ, статистика иностранных студентов.
Библиографическая ссылка:
Иванова В.Б. Правовые основы образования иностранных граждан: исторический аспект [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 162-165. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529496915.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Анализируется история становления и развития пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Российском государстве.
Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, несовершеннолетние, преступность, наказание, история.
Библиографическая ссылка:
Юда А.М. Становление пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних в России: исторический и правовой аспект [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.1). С. 166-170. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529497191.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
Литературоведение
ПАМЯТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЕСТИ В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО»
Изучается образная система повести В.К. Железникова «Чучело», в центре которой образ девочки,
наследующей лучшие традиции многовековой русской культуры, способные в наши дни
победить отрицательные свойства в душах подрастающего поколения.
Ключевые слова: автор, герой, система персонажей, культура, семья, род.
Библиографическая ссылка:
Блудилина О.Л. Память русской культуры в образной системе повести В.К. Железникова «Чучело» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 18-21. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531297964.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ПРОБЛЕМА «СЕМЬЯ И ШКОЛА» В РАССКАЗЕ Ю. НАГИБИНА «ЗИМНИЙ ДУБ»
Рассматривается проблема «семья и школа» в рассказе Ю. Нагибина, созданном в период «оттепели»
и отражающем процессы становления принципов личностно-ориентированного образования
и воспитания молодого поколения в нашей стране.
Ключевые слова: семья, школа, образ ребенка, имя персонажа, хронотоп,
традиции русской классики, сюжетная деталь.
Библиографическая ссылка:
Сурьянинова У.А. Проблема «семья и школа» в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 22-26. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531298098.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Логопедия
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируются теоретические основы проблемы взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления
речевых нарушений. Приведены результаты экспериментальной работы по организации системы
взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у
дошкольников с общим недоразвитием речи на базе центра логопедии
и дефектологии «Говоруня».
Ключевые слова: взаимодействие, семья, речь, преодоление речевых
нарушений, общее недоразвитие речи,
дошкольники, воспитанники.
Библиографическая ссылка:
Алпатова Е.А. Система взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 27-31. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299124.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматривается проблема изучения способов реализации принципа наглядности в коррекционной работе
по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием. Приводятся результаты
исследования после курса занятий, при разработке которых использовались методы
работы со схемами для составления описательных
и сравнительных рассказов.
Ключевые слова: принцип, реализация, наглядность,
дошкольник, исследование.
Библиографическая ссылка:
Данилова В.И. Реализация принципа наглядности на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 32-35. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299325.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируется процесс формирования навыков фонематического анализа в онтогенезе. Рассматриваются
нарушения, возникающие при несформированности фонематического анализа у младших
школьников: пропуски, перестановки и замены звуков и слогов (в речи и на письме).
Определяются основные направления коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ (простой и сложный), нарушения
фонематического анализа, коррекционная работа.
Библиографическая ссылка:
Зинченко А.В. Формирование навыков фонематического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 36-39. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531299451.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
Педагогические и психологические науки
ОСОЗНАННОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Проанализированы основные аспекты осознанности профессионального выбора. Выявлена низкая
степень осознанности профессионального выбора выпускников средней школы
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, осознанность выбора,
профессиональная ориентация, профильное обучение.
Библиографическая ссылка:
Бочарова А.В. Осознанность как ключевой фактор эффективного профессионального выбора [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 67-72. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531303568.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Уточняется понятие производственного конфликта, его особенности, а также выделяются факторы
производственного конфликта. Анализируются подходы к причинам конфликтов в организации,
рассматриваются объективные и психологические причины производственных конфликтов
Ключевые слова: конфликт, производственный конфликт, причины производственного конфликта,
психологические детерминанты конфликта на производстве
Библиографическая ссылка:
Долондуцкая К.О. К вопросу о причинах производственных конфликтов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 73-77. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531303703.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Приводятся результаты исследования в младшем школьном возрасте таких свойств внимания,
как концентрация, объем, устойчивость. Обозначаются психолого-педагогические
условия развития внимания в начальной школе.
Ключевые слова: внимание; свойства внимания: концентрация,
устойчивость, объем; младший школьник.
Библиографическая ссылка:
Колесова М.И. Психолого-педагогические условия развития свойств внимания у младших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 78-81. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531389897.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Рассматриваются подходы к понятию психологическое здоровье. Раскрываются понятия «здоровье»
и «психологическое здоровье». Показаны результаты сравнительного исследования
психологического здоровья старшеклассников и студентов.
Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, студенты, старшие школьники, личность.
Библиографическая ссылка:
Меднов К.С. Характеристика психологического здоровья старшеклассников и студентов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 82-86. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304118.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются актуальные вопросы познавательного развития детей дошкольного возраста,
а также одна из его стадий – познавательная активность посредством детского
экспериментирования в условиях дошкольной образовательной
организации в соответствии с ФГОС ДО.
Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная активность,
экспериментирование, дошкольный возраст.
Библиографическая ссылка:
Мойстус И.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 87-91. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304249.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются актуальные вопросы развития мышления посредством игр с правилами в условиях
дошкольной образовательной организации – Приводятся взгляды отечественных и зарубежных
исследователей на сущность наглядно-образного мышления, характерного
для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: мышление, наглядно-образное мышление,
игры с правилами, дошкольный возраст.
Библиографическая ссылка:
Мойстус И.А. Игры с правилами как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 92-95. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304349.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С БЛИЗКИМИ ВЗРОСЛЫМИ
Рассматриваются особенности содержания общения 6–7-летних дошкольников с близкими взрослыми.
Приведены результаты исследования по выявлению доминирующего
вида общения в современных семьях.
Ключевые слова: старший дошкольник, общение со взрослыми, кризис 7 лет.
Библиографическая ссылка:
Патрина Т.И., Спицына В.В. Содержание общения детей 6–7 лет с близкими взрослыми [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 96-100. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304468.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раскрываются игровые методы формирования первичных представлений о природе родного края
у детей старшего дошкольного возраста на конкретном примере из практики. Показан
процесс формирования первичных представлений о деревьях родного края
у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: игровая деятельность дошкольников,
природа родного края, дошкольное образование.
Библиографическая ссылка:
Петровичева Т.А. Игровые технологии как средство формирования первичных представлений о природе родного края у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 101-105. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304551.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Рассматриваются способы формирования ценностных ориентиров у младших школьников на уроках литературного
чтения. Анализируются содержания двух рабочих программ, которые реализуются в начальной школе.
Приводятся варианты организации работы, направленной на развитие
ценностных ориентиров у младших школьников.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентиры, урок,
уроки литературного чтения, читательский уголок.
Библиографическая ссылка:
Разумова М.С. Формирование представлений о ценностных ориентирах у младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 106-110. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304627.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЕЕ СВЯЗИ
С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются особенности эмоциональной сферы подростков, а также коррекция как способ
снижения риска развития тревожности и депрессивного состояния подростков.
Ключевые слова: акцентуация, подросток, личность, эмоции, коррекция, исследование.
Библиографическая ссылка:
Сандросян А.С. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы и ее связи с акцентуациями характера подросткового возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 111-115. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304752.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Освещается проблема участия родителей в воспитании активной самостоятельной личности.
Ключевые слова: самостоятельность, дошкольный возраст, ведущая деятельность,
зона ближайшего развития, игра.
Библиографическая ссылка:
Скальская С.С. Воспитание самостоятельной личности ребенка в условиях игровой деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 116-118. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304870.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ
НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается психологическое содержание эмпатии как возрастного новообразования старшего
дошкольного возраста, а также взаимосвязь развития эмпатии и общения ребенка
со сверстниками. Определена значимость общения со сверстниками
как важнейшего фактора развития
эмпатии дошкольников.
Ключевые слова: эмпатия, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость,
сопереживание, сочувствие, общение со сверстниками, сотрудничество.
Библиографическая ссылка:
Солодкова А.М. Влияние развития сотрудничества со сверстниками на проявление эмпатии детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 119-123. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304994.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ*
Проводится теоретический анализ конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями. Рассматриваются наиболее общие причины возникновения
конфликтов детей с задержкой психического развития, определены способы
их профилактики в дошкольной образовательной среде.
Ключевые слова: задержка психического развития, особые образовательные потребности,
ограниченные возможности здоровья, конфликтное поведение, инклюзия, профилактика.
Библиографическая ссылка:
Солодкова А.М. Конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями: причины и способы профилактики [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 123-125. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531304994.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
ВЗАИМОСВЯЗЬ МАКИАВЕЛЛИЗМА И САМООЦЕНКИ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализируется понятие «макиавеллизм», а также представлены результаты исследования взаимосвязи
макиавеллизма и самооценки нравственных качеств у старших школьников.
Ключевые слова: макиавеллизм, самооценка, самооценка нравственных качеств,
старшие школьники.
Библиографическая ссылка:
Сусоева Е.Е. Взаимосвязь макиавеллизма и самооценки нравственных качеств у старших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 126-131. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531305188.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выделяются основные типы и виды монолога в дошкольном детстве на основе анализа
психолого-педагогических подходов разных исследователей к данной проблеме.
Анализируются основные методы развития монологической речи,
способствующие эффективному формированию
связной монологической речи.
Ключевые слова: монолог, дошкольный возраст, связная речь,
пересказ, рассказ, игра, моделирование.
Библиографическая ссылка:
Филатова Л.Н. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 132-136. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531305353.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
ПРИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Рассматривается система коррекционной работы по устранению ошибок дифференциации парных звонких
и глухих согласных на письме у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, акустическая дисграфия,
звонкий согласный, глухой согласный, младшие школьники.
Библиографическая ссылка:
Халбаева Н.А. Дифференциация парных звонких и глухих согласных при акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 137-141. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531305484.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
Социология
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ*
Анализируются теоретические и практические аспекты применения биографического метода
в социальной работе с пожилыми людьми на индивидуальном уровне, а такжевозможности
его использования специалистом по социальной работе в организации
социального обслуживания населения.
Ключевые слова: пожилые люди, индивидуальная социальная работа,
биографический метод, социальное обслуживание,
получатели социальных услуг.
Библиографическая ссылка:
Есикова Е.А. Теоретические и практические аспекты применения биографического метода в индивидуальной социальной работе с пожилыми людьми [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 142-147. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1531306194.pdf (дата обращения: 30.06.2018).